В конце недели силы Армии обороны Израиля провели спецоперацию в Шхеме, уничтожив двух или даже трёх террористов. Было сообщено, что все они имели отношение к убийству Меира Хая из Шавей Шомрон, совершённому накануне.
Безусловно, это хорошая новость. Приятно думать, что оперативный отдел Шабака сработал так молниеносно. Но куда вероятнее, что о террористах знали заранее. Теперь их уничтожили, но, увы, слишком поздно...
К сожалению, не вполне ясно и то является ли эта операция попыткой правительства погасить нарастающее возмущение справа или действительно имела целью, разъясненить врагу новую политику по отношению к террористам. Вместо прежних ареста и отдыха с лечебными процедурами в израильской тюрьме, до освобождения в рамках очередной сделке по освобождению израильтян, незамедлительная телепортация к гуриям.
Второе, конечно же предпочтительнее, но цинизм современной политики не позволяет до конца быть уверенным в том, что это не разовая операция со случайно подвернувшимися под руку целями.
В то же время, счёт - за одного израильтянина трёх террористов - счёт очевидно не достаточный. И это не дело вкуса, а исключительно здравого смысла. Остановить террор можно лишь тогда, когда вражеской стороне станет слишком дорого убивать израильтян. Отстрел даже трёх полевых командиров - слишком несущественная потеря для тех, кто выбирая между жизнью и смертью с лёгкостью предпочитает смерть....
Чтобы отучить противника использовать убийство евреев, как средство для эффективного ведения переговоров, необходимо бить по действительно болевым точкам врага. В первую очередь, это безусловно уничтожение именно лидеров, а не рядовых исполнителей и даже не офицеров среднего звена, поскольку демографическая избыточность вражеской стороны делает бессмысленным истребление низовых боевиков. Однако с лидерами террора правительство предпочитает вести переговоры, абстрагируясь от истиной сути вальяжных бандитов.
Во-вторых, и это, вероятно даже важнее - необходимо лишать врага земли. В Иудее и Самарии около трети земель являются частной собственностью арабского населения. Нет никакой причины сохранять за врагом право на неё в ситуации, когда он использует убийство наших граждан, как средство для достижения цели.
Было бы совершенно неправильно увязывать строительство новых и расширение существующих поселений с терактами. Строить свои посёлки на своей земли мы можем и должны без связи с защитой своих интересов. А вот отчуждение земли за террор могло бы стать весьма эффективным средством. При этом, компенсации за отчуждённую у владельцев землю следовало бы выплачивать из денег изъятых у руководства автономии, т.е. непосредственных лидеров террора.
Нет сомнения, что операция израильской армии в Шхеме была проведена качественно и профессионально. Мирные жители не пострадали, а террористы больше не станут отягощать карман израильских налогоплательщиков проживанием в комфортабельных камерах, учёбой в престижных вузах и астрономическими телефонными счетами. Но мы не на спортивных состязаниях и не на первенстве по снайперской стрельбе. Результативность действий армии измеряется уровнем безопасности жителей страны, а не аккуратностью проведенной акции возмездия.