Две недели назад я опубликовал в этой газете сатирическое стихотворение, посвященное праворелигиозным партиям * . Я перечислил маленькие партии, созданные правыми после разрушения Ямита. Вышла удачная статья. Многие смеялись и так поняли бессмысленность этого метода. Все было в порядке, но говоря о партии "Мораша", я упомянул – тем же росчерком язвительного пера – и имя рава Друкмана, создавшего ее.
Никто не сделал мне замечания. Но я удостоился быть знакомым с равом и я знаю из своего личного опыта, что речь идет о настоящем праведнике. Совесть мучает меня с тех пор. Так вот: я прошу прощения из глубины сердца. Я мог написать ту фразу по-другому.
Как-то вышло, что эта просьба о прощении случилась вовремя, потому что тема отношений религиозно-сионистской общественности с ее раввинами достигла на этой неделе небывалого кризиса.
После землетрясения, обрушившего на головы религиозного сионизма крыши Гуш-Катифа, приходят волны цунами потери доверия к раввинам. Это хорошее цунами, потому что смывает все и дает возможность выяснения и обновления. Но и оно очень опасно. Люди, в основном молодежь, могут "выплеснуть воду из ванночки вместе с младенцем". Прийти к выводу, что к черту всех раввинов – кому они вообще нужны…
Легко им – харедим. Там у государства нет значения, есть ясная внутренняя иерархия и не надо думать самому. Все ясно.
Легко им – светским. Там у Торы нет значения, есть полиция и прокуратура и не надо думать самому. Все ясно.
Но религиозному сионизму, пытавшемуся соединить миры, падают все крыши на голову. А сейчас пришло цунами и смывает то, что осталось.
Лично мне дополнительные страдания от изгнания из Гуш-Катифа доставил немалый балаган в отношении к раввинам. Часть из них я очень ценю и уважаю и согласен с их мнениями. Часть из них я очень ценю и уважаю, но не согласен с их мнением. Есть такие, с мнением которых я согласен, но не очень ценю их. И есть такие, с которыми я не согласен и не ценю их.
И есть еще несколько случаев, которые "падают между стульями". Есть раввины, которых я очень ценю в одном случае и очень не ценю в другом. И это уже становится очень запутанным – потому что есть раввины, с которыми я абсолютно не согласен по теме отношения к преступным приказам (совесть или подчинение), но несмотря на то, что я считаю, что их позиции противоречат моральным принципам, я не могу не продолжать уважать их, потому что я чувствую, что их мнения вытекают из настоящих чувств. Они просто не могут принести страдания этому ребенку – государству Израиль. Как Давид и Авшалом. И есть раввины, которые говорят то же самое – т.е. что нельзя отказываться (от выполнения приказов в армии) – но в отношении их я не чувствую уважения. Я понимаю из их высказываний и поведения, что это следует у них по другим причинам. Из неуверенности в базовой принадлежности к израильскому коллективу, желания понравиться и обеспечить, что и дальше их будут приглашать на актульные телепрограммы, опасения за бюджет организаций, во главе которых они стоят, и т.д.
В сущности, тот, у кого было терпение дочитать до сих пор, может спросить меня: чего ты морочишь голову? Человека, несущего звание раввина, надо уважать. Точка. Ты не выказываешь уважение конкретному человеку, а уважаешь Тору, которую он несет. Можно не соглашаться с ним, но надо уважать.
Но это просто неверно. Выказывание уважения неморальному человеку – это лесть. Что само уже неморальное действие, дающее право Разрушителю. Хуже того – это оскорбление Торы.
Тора – это не техническое знание – она не математика. Математику можно учить у неморального человека. Невозможно учить Тору у такого человека.
Главная болезнь, которую, я надеюсь, смоет волна цунами, - это передача свободы выбора в руки других. Свободный выбор между добром и злом – это не привилегия, данная нам Творцом. Нет у нас права выбора, есть обязанность выбора! Харедим передают выбор в руки раввинов. Не соблюдающие заповеди привыкли передавать свободу выбора в руки юридической системы и СМИ. Я верю, что в Высшем суде тот, кто пойдет разрушать дом Рои Кляйна (да отомстит Вс-вышний за кровь праведника!), не сможет укрыться за постановлениями раввинов или спрятаться за указами главы БАГАЦа Бейниш.
Национально-религиозная общественность первой вынуждена расстаться с привычкой передачи права выбора в руки других и в этом она является авангардом израильской освободительной революции.
Я не ставлю себя судьей в случае с равом Элоном – но обратите внимание, как отреагировал раввин на утверждения. Вместо ответа по существу он окружает себя сторонниками. И на самом деле это очень умно с его стороны. Достаточно ему, что люди, которые передали ему обязанность выбора между добром и злом, оставят этот вклад в его руках. После того, как я видел урок в Мигдале, я понял, что рав Элон победил.
И раввин, и самый уважаемый судья – это советники, не больше. Надо уважать их за это. Но ответственность всегда на самом человеке. Иначе Вс-вышний ограничился бы сотворением животных или ангелов (а не людей, обладающих свободой выбора). Если кто-то "дал Вам разрешение" изгнать вдову из ее дома или снять штаны, и Вы сделали это – проблема у Вас!
("Макор ришон" 19.02.10)
(прим.перев.
Все это можно было выразить одной фразой – "Эйн шалиах ли-двар авэра" – но, к сожалению, ни ивритоязычная, ни русскоязычная общественность не сильна в нашем наследии)
* две-три недели назад было сообщение в СМИ, что 1000 мотоциклистов вступили в Ликуд. Они вступили в правящую партию, чтобы воздействовать на приближающихся праймериз на снижение страховки мотоциклов. Фейглин обыграл это в своей статье двухнедельной давности: Новички в политике, по примеру правых идеологических движений вы должны были создать партию мотоцикликлистов – 1000 голосов. Дальше он написал стихотворение, перечисляющее все маленькие правые партии последних 20-30 лет, которое я не смогу перевести в стихотворной форме)
Перевел Моше Борухович
МАОФ