Начну с главного – про блеск я не знаю ровно ничего, про это и не думаю, но как подназвание для газетной статьи - подходит. Ведь меня иногда и в газетах печатают. К тому же, я вообще-то – их читатель. И не от страха, хотя кто-то и говорил, что людей, которые не читают газеты, надо убивать на месте. Я просто люблю читать что-то простенькое, без завитушек тургеневских, а заодно и спорю с тем, кто там пишет. Вот спорить я даже очень люблю, особенно с соседями. А тут, рядом со мной, в газете «Мост» от 17 ноября прошлого года, поместили интервью о нищете знаменитой журналистки Евгении Кравчик со знатоками этой темы – профессорами. Зеэвом Цахором и Йоси Катаном.
Меня могут спросить – чего ж ты так поздно спохватился? А я отвечу – во-первых, долго мысленно спорил со специалистами, и только в итоге всё взяло и выплеснулось на экран компьютера. Во-вторых, тема эта вечная, как показали события в Египте, где долго державшиеся в нищете братья-мусульмане собрались, наконец, на площади, чтобы разобраться с теми, кто их объедает. Как водится, сначала стараются прогнать объедателей. Дополнительная же пища, полагают протестанты, придёт как-то сама. Эта – задача других, совсем не всех тех, кто выходят на площади. А история так уж устроена, что на смену одним объедателям всегда приходят не кормильцы, а другие объедатели, которые опять начнут пировать на нищете большинства, живущего всегда ниже всякой черты. Но не будешь же каждый день собираться демонстрациями на площади. Вот и придётся простым труженикам ждать своего нового часа. А он им выпадает даже не один раз в год, а гораздо реже.
Да, так о чём это я? Вспомнил. Об интервью Е. Кравчик в газете «Мост», где два профессора рассуждают о главной язве Израиля – потрясающей их бедности массы простых трудящихся и безработных. Одно интервью называется «В Израиле воцарился режим страха», а другое – «Бедность – это не то, что вы думали». Первый заголовок меня напугал – думал, начали прослушивать телефоны. И хоть мне говорить ни о чём, кроме своего и знакомых здоровья, не приходится, я очень запереживал – могут начать сажать, подумалось мне. Ведь скажешь – «соседи шумели после полуночи, и их следовало бы унять», а тебе могут приписать, что подстрекаешь к борьбе с местными арабами. Но, слава Богу, обошлось. «Режим страха» - это, оказывается, от боязни потерять работу. Мне это уже не грозит.
Читал эти интервью много раз, перечитывал, и почти ничего разобрать в их сути не могу до сих пор. А казалось бы, должен. Ведь про нищету я кое-что понимаю, не то, что про блеск, не хуже иного профессора, или даже двух.
И вспомнилась мне в связи с этим такая историйка. Приходит человек в поликлинику и просит записать его на приём к врачу «Ухо - глаз». «У нас есть только врач “ухо-горло-нос”, понял?», - отвечают ему. «А зачем тебе этот, с глазом? Если что, иди к глазнику», - предлагают. «Нет»,- говорит посетитель, «мне годится только врач «ухо - глаз». Ведь я одно вижу, а совсем другое – слышу!» И мы все весело смеялись над тонким намёком. А было это в давнишнем Советском Союзе, где всем всё было ясно без лишних слов и про «слышу», и про «вижу». А потом, через много лет, когда я приехал в Америку погостить у своей троюродной племянницы, то, гуляя, набрёл на вывеску в тамошней поликлинике «Ухо-глаз». И ничего смешного. Кто не верит, съездите в Чикаго, и убедитесь сами. Впрочем, у американцев, как я понял почти сразу, в отличие от нас, очень много чего вверх ногами. Мне когда-то папа рассказывал шутку. «Если в России люди ходят вверх головой, значит в Америке – вниз головой. Зачем же они носят подтяжки?»,- спрашивает старый еврей. Ему говорят в ответ – «Чтоб не выпасть из штанов!».
Да, так о чём это я? А, о нищете тех, кто мало зарабатывает или на пособии сидит. Вот, профессор Цахор пишет, что правительство далеко от народа, и о нём не заботится. А он, профессор, близко? Нет, я не иронизирую, просто не видел нигде, кроме как в СССР, народного профессора, или, как когда-то говорили, «красного профессора».
Вот Цахор сообщает, что 600000 работающих израильтян бедняки, а политик все свои знания об их жизни приобретает, не окунаясь вглубь народа, а «беседуя с водителем такси, который везёт его на конференцию по социальным вопросам в Сдерот или, пройдя разок-другой по рынку и побеседовав с торговцами». Он, политик, не понимает, «в каких нечеловеческих условиях существуют люди, для которых жизнь превратилась в ежедневную борьбу за выживание». А мне, Меир- Якову, любопытно узнать, как он сам, Цахор этот, жизнь народа познаёт.
Хочу я понять, свои сведения профессор получает как принц в книжке «Принц и нищий», работая полгода охранником или грузчиком в магазине? Именно там он насчитал эти 600000? Вспомните старую историю, а новых у меня и нет. Слушатель говорит лектору: «Я не спрашиваю, куда делось мясо. Я хочу знать, куда делся Шмуэльзон, спросивший об этом в прошлый раз». Нет, я не иронизирую, мне просто любопытно, откуда всё знают специалисты. Наверное, читая других таких специалистов, не слишком вживаясь в народный образ как таковой. А это, простите меня, старика, напоминает разговоры евнуха про любовь: делал вроде то же, но не испытал сам, что это такое.
Я не спорю, депутаты всюду лишь о себе пекутся – в Америке, в России, в Израиле. Чуй они народные страдания, давно получали бы как уборщики. Но ведь и профессора пока от своего отнюдь не минимального вознаграждения не отказываются.
Кстати, народный профессор Цахор черпает свои познания ещё и из бесед с уборщиками колледжа, где преподаёт. Заметив, что некоторые из них слишком хорошо работают, он поговорил и выяснил, что делают они это не из любви к процессу уборки, и не из-за особо высокой зарплаты, которая гораздо ниже, чем у профессора. Ими движет, сами понимаете, страх потерять работу, а не прилежание, как пишет Цахор, и не чистая любовь к работе, как у него самого.
Профессор настаивает на том, что надо резко поднять минимальную зарплату, и тогда всем будет хорошо. А в тумбочке у государства, мол, денег просто полно. И чем больше дашь, тем больше вернётся. Но никак не пойму, как данные деньги станут нужными товарами, покупать которые бедный тут же побежит. Вот заплатят охраннику в два раза больше – и от этого вырастет больше апельсинов? Нет, торговец просто продаст их дороже. А богатому дашь, он деньги либо в банк положит, либо на открытие апельсиноводства их даст, поскольку на всё необходимое и даже больше у него уже есть.
Вот вычитал я у одного человека, что надо ликвидировать лишние министерства и раздать сэкономленные деньги малоимущим. Я взял и посчитал. Пусть уберутся двадцать министерств из тридцати, пусть на министра зря тратят по миллиону в год – всё равно на каждого из 100000 крайних бедняков получится по семнадцать шекелей в месяц. Маловато для полного счастья. Выходит, взять от богатых и просто поделить среди бедных тоже не подходит. Пробовали уже это кое-где, и от пробы миллион народу сюда, в Израиль, и прибежал. Хотите опять попробовать? Помнить это стоит и предвидение развивать.
Конечно, против цифр Центрального Статистического Бюро не пойдёшь, а они говорят, что почти 30% израильтян находятся за чертой бедности или в опасной близости от неё. Я этого, в отличие от профессоров Цахора и Катана не вижу – ни массы нищих на улицах, ни находящихся в опасной близости он неё. Может, потому, что с таксёрами не беседую, поскольку это – не мой вид транспорта. А может и потому, что не веду разговоров с уборщиками колледжа Сапир и не читаю отчётов Статистического Бюро. У меня знакомые уборщики свои есть. А с этой чертой очень важно, где её проведёшь.
Помню, жили мы вблизи улицы Мира. А моя покойная мама была общественница. Вот их собрали, и говорят, позор, мол, улица с таким названием и в таком жутко свинском состоянии. «Что-то надо немедленно делать»,- сказал председатель райисполкома. А мама предложила просто переименовать улицу, и баста. Так и с чертой этой – передвиньте её, хорошенько подумав и подсчитав, что такое реальная бедность, самим профессорам неведомая. Но профессора говорят, что, напротив, на самом деле черта просто занижена. Катан прямо указал, что 12% работающих семей бедствует, причём родители, у которых 2-3 ребёнка, даже работая вдвоём на полную ставку, выжить не могут. А я, Меир-Яков, без всякой статистики говорю, что это просто враньё, и никаких невыживших от голода не только сам, но и никто из моих знакомых в Израиле не видел. Скажу больше, нет здесь голодных детей в сколько-нибудь заметном числе. Это говорю вам я, Меир-Яков, который про блокаду Ленинграда знает не по кино или книжкам профессорским.
Статьи, о которых пишу, полны предчувствий ещё новых бед. Вот, почитайте, например: «В ближайшие 5-10 лет будут уволены с работы и выйдут на нищенское пособие по старости десятки тысяч репатриантов, прибывших в страну в возрасте 35-40 лет и «купивших» (за счет ипотечных ссуд) квартиру. Создается впечатление, что группа риска существенно пополнится». Кстати, на ссуды, а не за наличку, покупают люди жильё во всём мире. При этом рассчитывают свои возможности выплатить долг, а не на авось, надеясь толпой неимущих откричать у государства отмену долга или добиться зачёта советского стажа при получении пенсии в Израиле. Но это же хуцпа получается!
В этих двух интервью слова «бедствуют», «нищета», «нищенский» повторяются очень часто, навевая настроение семейного горя, однако без видимых глазу оснований. По дорогам носятся тучные стада машин, в многочисленных суперах не протолкнуться, полно живущих в личных квартирах даже среди прибывших в Израиль не слишком давно. Повсюду что-то строится. Я не частый ездок, но когда куда-то направляюсь, смотрю в окошко автобуса, и строительный кран при новостройке от барака для нищих ещё отличаю, это уж точно.
Не верю, будто каждый пятый гражданин Израиля из-за нехватки денег вынужден отказывать себе и детям в продуктах, если не иметь в виду какие-то деликатесы. Часто спрашиваю соседей по очереди в кассу в супере – сколько стоит это или то. Спрашиваю у таких же как я, и убеждаюсь – они не знают, отвечают, мол, понравилось, так и беру. Если живёшь еле-еле, будешь считать каждую копейку и посмотришь не один раз на цену, прежде, чем брать что-то себе в корзинку. И никакие профессора меня не убедят в обратном. Так что нечего другим портить настроение.
А про деньги ещё Толстой писал, что на их отсутствие жалуются почти все, тогда как на отсутствие мозгов – почти никто. А, по правде, всё обстоит наоборот. Но ведь эту ситуацию просто решением правительства не изменишь.
В газете, уже не от имени профессоров, а как бы от того, кто брал интервью, т.е. самой Е. Кравчик, написано и выделено для большего внимания сиреневым цветом то, что я здесь курсивнул: «В Израиле в последние годы практически не проводятся массовые демонстрации, участники которых выдвигали бы требование об обеспечении рядовым гражданам более надежной социальной защиты. Гораздо реже проводятся и акции протеста, связанные с текущей политикой. Объясняется это просто: в государстве, в котором беднейшие слои населения (а таковых в Израиле 29%) смертельно боятся потерять даже низкооплачиваемые рабочие места, нет и не может быть никакой общественно-политической активности. Люди не решаются раньше уйти с работы, чтобы съездить на демонстрацию или вовсе потерять ради выражения своего мнения рабочий день. Многие соотечественники существуют по формуле «working for living» - «работаем ради выживания». Но можно ли назвать жизнью подобное существование?»
Ну что тут скажешь? Я не всегда был пенсионером, когда-то учил и хорошо, на мой взгляд, знал английский. Так вот living это «средства к существованию», а не «выживание». И покажите мне, будьте любезны, тех, кто работает не ради получения средств к существованию, а только любопытства и радости ради. Найдёте такого одного на тысячу, да и ему кто-то даёт, значит, на хлеб с маслом и вареньем, не говоря уже о курице.
Вообще же связь между уменьшением числа демонстраций и страхом потерять работу кажется мне подобной поиску места, где у таракана расположены уши. Помните, как доказывается, что они в ногах? Сделать это, как известно, очень просто. Надо таракану отрезать ноги и повелеть – иди! Он, конечно, не пойдёт. Значит, не услышал команды, и его уши - в ногах! И ещё одна историйка припомнилась мне. Прочитал, что в Еврейском университете одна дама защитила диссертацию по политическим наукам, в которой утверждала, что во время войны за независимость Израиля в 1948-49 гг не было случаев изнасилования арабок израильскими солдатами. Она пришла к выводу, что солдаты эти – ужасные расисты. Не были бы расистами – насиловали бы! Очень похоже на объяснение в газете отсутствия массовых демонстраций.
А почему не предположить что-то попроще – нет протеста потому, что оснований для него всеобщих нет? Мне вот доводилось читывать и другое, чем у профессоров, мнение про израильскую социальную защиту. Например, г-н Ю. Боярский, считает, что она вполне неплохо смотрится на мировом фоне. Он прямо пишет, что эта защита много лучше, чем во многих вполне высокоразвитых странах. Я лично сведений про весь мир, и развитые страны в нём, не имею. Но уши и глаза у меня есть. Как и двоюродная сестра в Германии, которая тоже не заместителем канцлера Меркель работает. Кстати, у неё из немецкого пособия сумму российской пенсии вычитают. И уехать из Германии, по миру погулять нельзя – сразу «социала» лишишься. И машину иметь нельзя – приходится искать, на кого записать. Так что у меня есть, что с чем сравнить, и я могу не пугаться мнений профессоров, Катана и Цахора, а также директора Института национального страхования г-жи Доминисини.
Я определённо считаю, что с государства, как и с хозяина - работодателя, надо постоянно что-то требовать, и не торопиться входить в «трудное» положение власть имущих. Если было бы на их работе уж очень трудно, не было бы на неё претендентов. А их хоть пруд пруди. По старому своему опыту знаю, что от попрошенного или потребованного больше половины всё равно не получишь. Это значит, что сидеть и не добиваться чего-то – неправильно. Но законно добиваясь того, чтоб стало ещё лучше, не надо сочинять небылицы про то, как есть очень плохо.
Конечно, можно хотеть, чтобы всем додали, да ещё побольше. Но, как сейчас помню, читал про какого-то князя, что из «декабристов» был. Трубецкой, вроде бы. А может, и не он, что не важно. Словом, захотелось ему объяснить дворецкому, за что офицеры борются. И так втолковывает, и этак, а дворецкий не понимает. Тогда князь и говорит: «Вот ты мне принёс кофий в постель. Так мы хотим, чтобы и тебе, и всем другим был кофий в постель!». А дворецкий ему отвечает: «Так ведь на всех не хватит, Ваше Сиятельство». Боюсь, профессора, что беседовали с Кравчик, как тот декабристский князь. Или, говоря по-простому, не поняли они, что незаработанного – не съешь. Хотя и очень, честно признаюсь, хочется.
«Нищета»
в Израиле растёт каждый год, радостные
сообщения о ней будоражат СМИ, часть политиков
и толпу. Не важно, что никакой не кривой
глаз этой нищеты не видит – о ней слышит
взъерошенное ухо. Так поправьте ухо, и
верьте своим нормальным глазам. Это говорю
вам я, Меир-Яков Гуревич, который никогда,
ни в чём и нигде не ошибался и не ошибается.
Иерусалим