В день праздника Пурим, несмотря на связанную с ним радость, мы не говорим Галлель. Одна из причин этого приведена в Гмаре: «Хотя народ Израиля удостоился спасения от приговора об уничтожении, истреблении и убийстве всех евреев, но факт тот, что мы остались подчиненными Ахашвероша, который, по определению мудрецов, был правителем, властвующим от Индии до Эфиопии», омрачает радость. Это и является причиной не произносить Галлель в Пурим.
С другой стороны, комментаторы писали, что в нашем нынешнем положении мы всё ещё не удостоились полного Избавления. Поэтому нас по сей день можно назвать «рабами Ахашвероша» (я чуть было не написал: «рабами Хусейна Обамы и/или БАГАЦа»!), поэтому нам надо следовать Галахе, «закон страны есть закон», и выполнять указания правительства, судебной системы и т.д..
Вместе с тем, те же комментаторы ввели некоторые ограничения, сказав, что нельзя следовать указанию «закон страны есть закон», если указания противоречат законам Торы. Более того: даже если речь идёт о Царе Израиля (который, по определению, должен быть праведником) и он приказывает нарушить одну из заповедей Торы – его нельзя слушать!
* * *
Только великий духовный мрак галута, который застилает и запутывает Закон Вс-вышнего, может вызвать подобную такую трагикомическую ситуацию: недавно на конференции в Иерусалиме генерал Яаков Амидрор, новый советник по национальной безопасности главы правительства, рассказал, что в своё время он был противником «размежевания», но вместе с тем, как он свидетельствовал о себе, он участвовал в кемпейне убеждения солдат, что нельзя отказываться от выполнения приказа. Так действовал офицер (обладающий прочими достоинствами), в кипе и в с бородой. К этому г-н Амидрор добавил, что мнение раввинов для него не имеет определяющего значения – так как они не понимают в «национальной безопасности».
* * *
Кто знает, может быть, в Свитке Эстер Яакова Амидрора стёрт отрывок «А Мордехай не кланялся и не падал ниц»? Ведь указы Амана и Ахашвероша создали классическую ситуацию, которая требует консультации в вопросах «национальной безопасности». И вот ведь – к величайшему абсурду, еврей Мордехай – который был «раввином» и не заканчивал военного колледжа и, согласно концепции Амидрора, не должен разбираться в «национальной безопасности» - вроде бы поставил перед лицом опасности весь еврейский народ. Мордехай ещё более возбудил гнев злодея Амана тем, что был "иш емини" – экстремист (прим.перев. – игра слов – потомок Биньямина читается также и как правый). И неспроста: он сидит у царских врат, на самом видном месте, как бы говоря: хотя я и гражданин и служащий Ахашвероша, но – до определённых пределов, и когда переходят эту границу - чтобы каждому было ясно: я отказываюсь выполнять приказ, я не кланяюсь и не падаю ниц!
* * *
Если Яаков Амидрор думает, что может существовать еврейское государство, в котором армия слепо подчиняется порочным приказам, типа депортации поселений и изгнания их еврейских жителей из домов, если такова повестка дня советника по национальной безопасности, то кто знает, не найдет ли это выражение при (не дай, Б-г!) изгнании евреев из Иудеи и Самарии, удушении их жизни путём «замораживания» (так называется разрушение в новоявленной прачечной терминов). А ведь и ныне, как во времена Мордехая и Эстер необходимо облачиться во вретище и посыпать голову пеплом, выйти на улицы города и возопить великим и горьким воплем. Необходимо придти к выводу: мы должны присоединиться не к голосу Яакова Амидрора, а к голосу Яакова – не это ли глас Святой Торы и раввинов, комментаторов по этой теме. Если упомянутые «амидроры» решают вопросы «нашей безопасности», мы не склонимся и не поддадимся, мы будем полагаться только на и единственно на Вс-вышнего!
Рав Давид Меир Друкман - главный раввин города Кирьят-Моцкин
(Еженедельник «Эрец Исраэль Шелану» 25.03.11)
Перевела Фаня Шифман
МАОФ