Maof

Friday
Nov 22nd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Времени у Алистера Берта было мало. Британский министр по делам Ближнего Востока прибыл с кратким визитом в Израиль. Между встречей и экскурсией у него состоялась короткая беседа с корреспондентами, чтобы проинформировать их о делах, действительно неотложных для правительства Британии. Оказалось, что во всём, связанном с отношениями между Лондоном и Иерусалимом, сектор Газы находится во главе порядка предпочтений. Так объяснил Берт в доме британского посла, находящемся в пасторальном центре Рамат-Гана: «Мы весьма озабочены ситуацией в Газе, где уровень безработицы достигает 40%, что не помогает делу. Мы приветствуем изменения, имевшие место в последний год (облегчение блокады в соответствии с решением правительства Нетаниягу – А.К.), но мы всё ещё обеспокоены. Израиль должен сделать дополнительные уступки», - сказал Берт в самом начале своей речи.

Встреча с британским министром состоялась около месяца назад. Она не попала в заголовки, поскольку в ней не было ничего особенного. Весь мир видит в Израиле прямого и исключительного ответственного за всё, что происходит в секторе Газы, и Берт не исключение.

Вот, например, набор заявлений ООН и его генсекретаря Пан Ги Муна только за последний период. «Пан призывает к дополнительным израильским шагам в части блокады Газы, - говорится в сообщении организации от 29 июля. За три недели до этого было совместное заявление ООН и Квартета (международный орган, включающий ООН, Евросоюз, США и Россию): ООН и дипломаты, сотрудничающие на Ближнем Востоке, выражают обеспокоенность ситуацией в Газе. Квартет полагает, что требуются дополнительные шаги для облегчения этой ситуации». 23 июня ООН сообщила: «Специалисты ООН призывают к немедленному снятию израильской блокады Газы». Этот список можно продолжать – то же содержание в том же ритме. Идентичные заявления изрекают ответственная за внешние связи Евросоюза Катрин Эштон, как и прочие лидеры в мире. Не будем утомлять читателя цитатами.

Однако, то, что выглядит для международной общественности таким тривиальным, слышится – во всяком случае, должно слышаться, - странным для израильского уха. Сколько помнится, в это время 6 лет назад Израиль вышел из сектора Газы «до последнего сантиметра», предполагая, что таким образом мир перестанет рассматривать Израиль как адрес касательно всего, происходящего там. На этой логике основывался «план размежевания».

В официальном документе канцелярии главы правительства, который излагал подробности «Плана размежевания главы правительства Ариэля Шарона», говорилось: «Процесс размежевания лишит основания любые утверждения против Израиля в отношении ответственности за палестинцев в секторе Газы». Правительство Шарона уступило соблазну и поверило, что «не будет никаких оснований для утверждения, что сектор Газы находится под оккупацией», по словам документа, воспринятого министрами.

Интересно отметить: на первом этапе, когда утверждался этот документ, Шарон ещё планировал оставить в руках Израиля «Филадельфийский коридор». Нксмотря на это, он подал на утверждение министров вышеприведенные утверждения. С другой стороны, лично Шарон никогда не приводил чётких аргументов в пользу оставления сектора Газы.

В течение всего периода он довольствовался общими речёвками, типа: «Мы верим, что размежевание усилит безопасность Израиля и уменьшит взаимное трение между нами и палестинцами. Оно будет способствовать продвижению наших стратегических национальных интересов, приведёт к процветанию и улучшению в области экономики, приведёт к прогрессу в развитии Негева и Галилеи». В одном случае он даже заявил, что это поможет в нашей борьбе с бедностью. Однако, как показали мои исследования, Шарон никогда не провозглашал, что размежевание избавит Израиль от оков Газы. В глубине души, очевидно, он знал правду.

Но подобно прочим соображениям, вроде улучшения ситуации с безопасностью или экономического расцвета сектора, которые якобы стояли в основе размежевания, и эти основные политические положения лопнули. Мир ни на мгновенье не прекратил рассматривать Израиль в качестве ответственного за сектор Газы и его обитателей. То, что должно было быть сердцевиной размежевания, основной причиной такого шага, оказалось иллюзией, совершенно оторванной от действительности.

Письмо Буша (обещавшего признание «изменений на местности» - читай: построенных с 1967 года поселений), представленное как политическая плата в ответ на радикальный шаг Израиля, не включало ни слова об уменьшении израильской ответственности за сектор Газы. Тем более другие государства в мире не принимали решения об освобождении Израиля от его обязательств, по их мнению, в отношении арабских масс, теснящихся там. Размежевание, с их точки зрения, ничего не изменило. Израиль был ответственен за сектор до отступления и остался таковым после отступления.

Удостоверение об ответственности навечно

За прошедшие с тех пор годы в секторе произошло много драматических изменений. Пал ФАТХ, пришел к властия ХАМАС, был похищен Гилеад Шалит, продолжаются обстрелы «Касамами», прошла операция, получившая название «Литой свинец», палестинцы начали использовать ракеты дальнего радиуса действия «Град», Израиль наложил на сектор блокаду и снял её. Всё это ничего не изменило: в глазах международного сообщества был и остался один адрес – Иерусалим. Или, как заявил недавно мне пресс-секретарь Красного Креста в другом контексте: «Израиль по-прежнему удерживает под своей властью жителей сектора. Пока нет соглашения и нет другого государства, которое возьмёт на себя ответственность, Израиль остаётся ответственным». Да, и организации по правам человека во всём мире никогда не намеревались позволить Израилю избавиться от Газы.

Несколько месяцев назад я поведал на этих страницах о стиле поведения Евросоюза по отношению к Израилю. Мы встретились в рамках семинара журналистов с рядом чиновников учреждений Евросоюза в Брюсселе. От самых высокопоставленных до младших чинов, все потрудились подчеркнуть в разговоре с нами свою «обеспокоенность» ситуацией в секторе Газы, а также требование Евросоюза отменить блокаду.

Я обратился к некоторым из них с таким простым вопросом: «Почему вы обращаетесь с претензиями к Израилю? Когда Израиль присутствовал в секторе, вы на него возлагали ответственность. Почему вы продолжаете делать это после того, как Израиль оставил сектор до последнего сантиметра? И вообще, оставьте Израиль в покое! Правительство в Иерусалиме разъяснило мировому сообществу, что не хочет нести ответственность за сектор Газы, и для этого пошло на очень трудные шаги. Обращайтесь к Египту, у которого тоже есть общая граница с сектором. Египет закрыл переходы в сектор точно так же, как и Израиль, хотя он не страдает, подобно Израилю, от угроз его безопасности со стороны ХАМАСа. Так почему бы не обратиться с этими требованиями к Египту?»

Чиновники, от начальника Управления по делам Ближнего Востока Томаса Дупла Дель-Морале до зав. израильского отдела Андреса Фидлера, не отнеслись всерьез к моему вопросу. Они снова повторили мантру, что «Евросоюз рассматривает Израиль как ответственного за сектор Газы». Почему? Потому.

Государственные инстанции в Израиле прекрасно осведомлены, что с политической и юридической точек зрения Израиль никогда не завершал размежевания. Одним из основных вопросов, лежавших на столе Нетаниягу до начала эпопеи с флотилией «Мармара», и, конечно же, после, был вопрос о блокаде сектора Газы. Как помнится, после похищения Гилеада Шалита и захвата в секторе власти ХАМАСом, правительство Ольмерта наложило на сектор экономическую блокаду – в надежде, что это приведёт к падению ХАМАСа, и заодно к освобождению Шалита. Миру очень не понравилось то, что сделал Израиль, и сам Ольмерт уже столкнулся с требованием прекратить это.

Правительство Нетаниягу в первые месяцы после своего сформирования продолжило блокаду, но поскольку это не принесло ожидаемого эффекта, т.е. падения власти ХАМАСа, и/или возвращения Гилада, - начались обсуждения снятия блокады. В итоге, в результате событий с флотилией «Мармара», блокада полностью прекратилась, за исключением контроля в сфере безопасности. Разумеется, международное сообщество и эти шаги не удовлетворили. Еженедельно в секторе Газы происходит визит какой-нибудь особы с Запада, критикующей Израиль с декларациями о страдании "палестинцев" и вине Иерусалима. В этом контексте размежевание никогда ещё не выглядело более нелепым и смехотворным.

Двое министров нынешнего правительства, Авиглор Либерман и Исраэль Кац, несколько раз пытались, каждый в отдельности, продвинуть инициативы, которые позволили бы снять с Израиля этот горб, по имени Газа. Либерман был согласен рискнуть передачей оборонного досмотра груза кораблей, перевозящих продукцию в Газу, в руки Кипра и Греции - чтобы «завершить размежевание». Кац планировал построить искусственный остров напротив побережья Газы, который использовался бы как палестинский порт и центр промышленности и жилья – с той же целью.

Две идеи не были продвинуты, главным образом из-за однозначного отказа Египта принять ответственность за жителей Газы. Тем временем рухнул режим Мубарака, весь регион попал в состояние нестабильности. В таких условиях весьма сомнительно, найдётся ли в данный момент у Израиля, кому передать ключи (от сектора).

Прошло шесть лет после того, как мы закрыли блок-пост Кисуфим, но Израиль до сих пор застрял в секторе Газы, словно никогда не было ничего подобного размежеванию. Тяжелая цена в виде изгнания жителей, разрушения поселений, оставление территории (передача в длинные руки Ирана) - была уплачена полностью. Несмотря на это, Газа всё ещё продолжает висеть тяжёлым грузом на шее Израиля. Мир видит в нас – и только в нас – ответственных за Газу. Предположение, что «процесс размежевания сам по себе лишит основания антиизраильские утверждения в отношении ответственности за "палестинцев", обитающих в секторе», оказалось идиотизмом – в лучшем случае, и обманом – в худшем случае. Шесть лет позади, и можно определиться, что с государственной точки зрения, никакого размежевания не было.

(«Макор ришон» 12.08.11)


Перевела Фаня Шифман
МАОФ