Цунами не было – какое разочарование! Даже урагана или хотя бы тропической бури. История в ООН ещё не закончилась, и море ещё будет бурным и сухими нам не выйти, но не цунами, и не землетрясение, и Израиль не в изоляции. Если выразиться в спортивных терминах, от политической и информационно-пропагандистской борьбы Нетаниягу и Абу-Мазена создаётся впечатление, что вопреки всем прогнозам, именно Нетаниягу побеждает по очкам. Уже ясно, что в основном органе, в Совете Безопасности ООН признание «палестинского государства» не пройдёт, видно, даже не будет необходимости наложения американского вето. Возможно, США и европейские страны растянут дискуссию при помощи технических средств, отложив её на многие месяцы. Возможно, даже на генассамблее ООН, - где имеется автоматическое большинство на все антиизраильские решения и решение которой не имеет существенного значения – возможно, даже там можно ожидать частичного провала инициативы Абу-Мазена и передачи этой темы в комиссии, и обсуждения, которые будут длиться неделями, собьют арабские инерцию и эйфорию.
Короче говоря, небеса не рухнули на наши головы, и земля не ходит ходуном под нашими ногами.
Ежегодно осенью
Вообще надо напомнить, что это отнюдь не исключительное событие. Каждый год осенью собирается генассамблея ООН и автоматически принимает антиизраильские решения. И нынешняя осень с самого начала не должна была быть хуже многих и многих предыдущих осенних сезонов. Конечно же, не хуже осени 1975 года, в дни правления первого правительства Ицхака Рабина – тогда на генассамблее ООН большинством голосов было принято решение, приравнивающее сионизм к расизму. Мне что-то не припоминается, чтобы Рабина тогда атаковала оппозиция и чтобы кто-то в Стране или в мире обвинил его в провале. Все понимали, что антиизраильские нападки – это совпадение интересов оси зла, которая тогда проходила от Москвы до столиц арабского мира. И то, что произошло с сионизмом в ООН, не было результатом той или иной ошибки правительства Израиля.
И это большая разница между нынешней осенью и прошлыми. Запугивания цунами не реализовались, но международное положение Израиля нехорошее. Последние события в арабском и мусульманском мире принимают явную антиизраильскую и антисемитскую окраску. Эрдоган решил заняться строительством новой Турции на фундаменте ненависти к Израилю, чтобы конкурировать с иранским антисемитом Ахмадинеджадом в борьбе за гегемонию в мусульманском мире. Нет тут ни малейшей связи с "палестинской" проблемой, и, тем более, с действиями или упущениями правительства Израиля – кроме того факта, что «эрдоганы» и «ахмадинеджады» всех сортов используют палестинскую проблему и разжигают её для собственных нужд. И лидерам стран Запада до сих пор очень удобно держаться за старые представления, лишённые всякого основания, будто бы все проблемы и нестабильность на Ближнем Востоке проистекают из израильско-палестинского конфликта, будто бы Израиль при желании способен легко решить этот конфликт, если только захочет. А когда политики думают и говорят, что все беды мира проистекают из израильско-палестинского конфликта, то часть их улицы начинает верить, что все беды мира следуют из существования государства Израиля. И так множатся люди и организации на Западе, подрывающих легитимность еврейского государства.
Не могут сдержаться
В это время можно было ожидать, что граждане Израиля объединят усилия, встанут плечом к плечу против политической и информационно-пропагандистской угрозы. Но израильской политической оппозиции не удалось преодолеть искушение наскрести ещё чуть-чуть голосов для будущих выборов. И израильская общественная оппозиция, а также СМИ не смогли стряхнуть с себя груз кипящей ненависти к Ликуду и к главе правительства. Вместе того, чтобы встать рядом с ним и защитить государство, вся эта компания выступила с нападками на него, тем самым укрепляя и углубляя кемпейн делегитимации своей страны.
Нетаниягу уже перешёл Рубикон, согласившись на «палестинское государство». Он уже сломал традиционное израильское правило – переговоры без предварительных условий - и согласился на замораживание еврейского строительства в поселениях на 10 месяцев, только бы Абу-Мазен соизволил сесть с ним за стол переговоров. Ни одно правительство до него не делало этого, но Абу-Мазен не пришел. Можно спорить с утра до вечера, задаваясь вопросом, что можно было ещё сделать, какой ещё шаг, «чтобы Израиль выглядел получше», но это спор очень второстепенный по сравнению с общей картиной палестинского отказа от переговоров и усиливающейся общеарабской ненависти к Израилю и учитывая угрозы государству.
Если бы израильская оппозиция, пресса, университетские круги, работники искусства и гуманитарии встали бы в такое трудное время на стороне своего государства, подвергаемого атакам, очень большая часть нападок была бы отбита. Но вся эта компания не способна уступить, даже в такой очень трудный час, даже огрызочка разногласий, даже жалкого хвостика обмена упрёками, с переходом на личности, на внутренней арене. Израиль не рухнет от этого, и в конечном-то итоге… пережили фараона – переживём и сентябрь. Но жаль, очень жаль…
Добрая весть для Израиля
Очевидно, никогда я не стану голосовать за партию Авода, но победа Шели Яхимович на мой взгляд, добрая весть для Израиля. Тому есть две главные причины. Первая и очень важная кроется в том, о чём говорилось в предыдущем разделе. Яхимович – порядочная представительница левых. Её позиции - голубиные, но она не пойдёт участвовать в обмене упрёками с переходом на личности, на возведение враждебных поклёпов, вредящих Израилю в мире. Вот уже многие месяцы она направляет свою повестку дня на социальную и экономическую тематику – и не потому, что ей нечего сказать в государственной сфере, но потому, что она прямо признаёт, что по этим вопросам у нас идут пустые споры о яйце, которое ещё не вылупилось. Также её мировоззрение по социально-экономической тематике я лично не разделяю, но я приветствую, что эти разногласия наконец-то начинают обсуждаться двумя интеллигентными позициями и двумя идеологическими подходами. Яхимович, по моему впечатлению, возвращает в израильское общество культуру спора по делу, очищенную от ненависти.
Вторая причина моей радости в том, что под руководством Шели партия Авода снова станет доминантным и ведущим фактором в левом лагере Израиля, вместо Кадимы, которая была зачата в грехе разрушения поселений Гуш-Катифа, была рождена в грехе высокомерия, пустоты, власти сенсаций и трюкачества «Форума фермы», её взросление прошло между следствиями по делу Гиршзона и "башен Холиленд". Израильское общество нуждается в левом лагере, но и левый лагерь достоин партии, которая бы представляла его лучше и честнее, чем та, которая занимала эту ячейку в последние годы.
(«Макор ришон» 23.09.11)
Перевела Фаня Шифман
МАОФ