Maof

Monday
Dec 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
35 лет назад в канун Йом Кипур 5737 года (1976) произошло в Меарат а-Махпела в Хевроне одно их самых ужасающих событий в истории этого места в современную эпоху: подстрекаемая толпа арабских школьников из Хеврона ворвалась в Меарат а-Махпела, разорвала свитки Торы и молитвенники, которые были там, разрушили арон а-кодеш, который покойный раввин Горен установил там после освобождения Иудеи и Самарии в 1967г.

Это событие, произошедшее на территории, находящейся под контролем государства Израиль, потрясло всех граждан страны. Сразу после Йом Кипур при участии многих общественных деятелей по древней традиции было проведено захоранивание разорванных свитков на старом еврейском кладбище в Хевроне. Тема была поднята в ООН, тогдашний израильский представитель в ООН Хаим Герцог (позднее президент государства) зачитал из ТАНАХа (Библии) отрывок, описывающий покупку этого места первым сионистом – праотцем Авраамом. "Хоть договор не был подписан в ООН, но я передам вам текст, и так устраню любые сомнения в достоверности документа. Это купчая еврейского народа на нашу Меарат а-Махпела. Ни у кого из вас нет права укорять нас за наше желание молиться на могилах наших праотцев". Герцог потребовал внести цитаты из ТАНАХа в официальный документ, который был распространен среди делегаций государств-членов ООН.

Что было бы, если бы?

30 лет назад в 8-й день месяца Тишрей 5742г. (6.10.1981) во время показательного парада по случаю "победы" Египта в Войне Судного дня был убит президент Египта Ануар Садат. Если бы полгода назад не началась бы в Египте революция, Мубарак отпраздновал бы 30 лет с того дня, как стал единоличным правителем страны. У него была хорошая причина праздновать, потому что только один шаг отделял его от ситуации, при которой он не стал бы президентом Египта, а его труп был бы похоронен уже 30 лет назад возле Садата. Журналист Одед Гранот и бывший разведчик Жак Рейних (Жак Нерия, который был советником по безопасности у Ицхака Рабина) рассказывают в своей книге "День, когда был убит Садат", что Халед Исламбули, убийца Садата, заметил и Мубарака, пытавшегося спрятаться под креслами. Он направил на того автомат и нажал на курок. Мубарак уже видел смерть перед своими глазами, но Исламбули обнаружил, что у него кончились патроны и начал убегать. Жизнь Мубарака была спасена.

Один из вопросов, на который никогда не будет ответа, - действовал ли бы Садат, как Мубарак, и хранил ли бы мирный договор с Израилем и после того, как Израиль полностью отступил из Синая – учитывая кризисы в отношениях во время войн в Ливане, операции "Оферет йецука" и т.д. Хоть Садат был президентом, пообещавшим "No more war", но если была черта характера, наиболее характеризовавшая его, то это была склонность ко лжи, он был лжецом. Ануар Садат был "дипломированным обманщиком "с квитанциями об обмане", неисправимым лжецом. Правда не являлась у него опцией.

Он обманывал всех, кого только мог. Во время Войны Судного дня он обманул Израиль, что легитимно по отношению к враждебному государству, но он обманул и своего союзника президента Сирии Асада, партнера по нападению на Израиль. По указанию Садата египетская армия подготовила 2 плана войны с Израилем. Один, который был представлен сирийцам, а второй – для реальных действий. В плане, представленном сирийцам (план "Высокие башни"), египетская армия после форсирования Суэцкого канала должна была вторгнуться глубь Синая в попытке захватить перевалы Гиди и Митле. Асад был доволен, ведь тогда ЦАХАЛ был бы занят на египетском фронте и это облегчило бы действия его сил. Но у Садата не было никакого намерения действовать по плану, который он представил своему партнеру. В плане для действий (Гранит-2) египетская армия не должна была удаляться свыше, чем на 10 км восточнее канала. Асад не знал этого. Так произошло, что на первой неделе войны основные усилия ЦАХАЛя были на сирийском фронте, не будучи черезчур озабоченным тем, что происходит на юге. На Синае с 8 по 14 октября проходила война на истощение, а не маневренная война.

После войны надул Садат Хусейна, короля Иордании, когда пообещал ему, что на Рабатской конференции будет бороться за то, чтобы Иудея и Самария оставались бы формально принадлежащими Иордании - для возвращения их Иордании в рамках договора с Израилем. Пообещал? – Ну, так пообещал. Рабатская конференция в 1974г. решила при поддержке Садата, что ООП – единственный представитель палестинцев Иудеи, Самарии и Газы и их право создать независимое палестинское государство. На тайных встречах Хусейна с тогдашними израильскими руководителями Рабиным и Пересом, как раз когда Израиль и Египет вели переговоры о промежуточном соглашении, он не переставал предупреждать их: "Не верьте Садату. Он обманет вас, как обманул меня".

Визит Садата в Израиль – это одно из самых волнующих до сегодняшнего дня событий в глазах всех израильтян, живших в то время и видевших это в большинстве случаев на экране телевизоров. Но как сам Садат описывает свое прибытие в аэропорт им.Бен-Гуриона? Так он пишет в книге "История моей жизни", стр.236: "Выйдя из самолета я оказался напротив Голды Меир, которая сократила свой визит в США, чтобы увидеть мое прибытие. Мы обменялись приветствиями. После этого я увидел Даяна – я узнал того, против кого воевал в 1973г. После этого - Аба Эвен и генерал Ариэль Шарон, который возглавлял известное контрнаступление… Потом я заметил Мордехая Гура, израильского начальника генштаба…"

Надо полагать, что Садат хорошо помнил, что в момент, когда он вышел из самолета и спустился по трапу, первым израильтянином, стоявшим напротив него и с которым он обменялся рукопожатием, был тогдашний премьер-министр Менахем Бегин, а не Голда Меир, стоявшая дальше среди других встречавших – со всеми другими, кого он перечислил. Но книга была написана во время кризиса в переговорах между Израилем и Египтом, еще до соглашения в Кемп-Дэвиде, и у Садата был личный счет с Бегиным. Так тот, кто читает книгу сегодня, получает представление, что Бегин, тогдашний премьер-министр Израиля, подписавший в итоге соглашение с Египтом, вообще не присутствовал на встрече Садата в аэропорту.

Видно, у Верховного режиссера Вселенной – Всевышнего, Благословен Он – была достаточная причина, ради еврейского народа, удалить Садата со сцены истории еще до реализации Кемп-Дэвидского соглашения, еже до того, как тот успел доказать, что и этот договор был обманом со стороны египетского президента.

Где цунами?

Сентябрь прошел, мы уже в октябре. В системе безопасности потирают руки с понятным удовольствием: и "цунами" в области безопасности, которое пообещали нам параллельно политическому "цунами", не произошло. "Палестинцы" сделали подсчет: в июле 2008г. были в Иудее и Самарии 41 КПП ЦАХАЛя. Сегодня – 11 (не включая КПП на "зеленой линии"). Палестинец, едущий сегодня из Дженина в Хеврон – из самого северного их города в самый южный – встретит только один КПП ЦАХАЛя – возле поселения Кейдар к востоку от Иерусалима. В Дженин въезжают каждую субботу 30 тысяч израильских арабов. Каждая семья оставляет в среднем 1500 шекелей. Такие доходы не стоит терять ради демонстраций напротив Элон-Морэ или Эфраты ради заголовка или обсуждения в ООН. Эта действительность гораздо более приятна жителям Дженина, чем израильские танки в городе, как во время операции "Защитная стена" – картина, которая еще не изгладилась из их памяти.

Даже прием Абу-Мазена в Рамалле после возвращения из Нью-Йорка был срежиссированным. Массы, встречавшие его, были, в основном, работниками ПА, получившими выходной, чтобы они пошли поприветствовать Абу-Мазена. Один руководителей ПА признал в беседе с израильскими коллегами: "Мы думали, что придут 30 тысяч. На деле пришли с трудом 10 тысяч". Палестинцы признают, что они завидуют израильтянам, способным вывести на улицу 300 тысяч человек на демонстрации против высоких цен на творог – в то время, как они сами не в состоянии вывести десятую часть от этого на демонстрацию за независимое государство. Кто сказал, что время работает против нас?

("Мацав а-руах" 7 Тишрей 5772 7.10.2011)


Перевел Яков Халфин
МАОФ