Я был первокурсником мехмата, когда Хрущев на 22-м съезде КПСС устроил вторую, гласную, даже, правильнее сказать, мощно распиаренную серию разоблачений культа личности Сталина. Сталинский «Краткий курс истории ВКП(б)», продолжавший быть в то время основным учебным пособием, переписать еще не успели, и наши преподаватели ощупью, балансируя между новыми, достаточно мутными партийными директивами и сталинскими догмами, въевшимися вместе с постоянным ощущением страха в их плоть, кровь и орган, заменявший мозги, каким-то образом ухитрялись вести занятия по этому самому главному, по их представлениям, предмету. Семинары в нашей группе вел Павел Наумович Ким, тихий догматик-кореец, успокоенный, надо полагать, тем, что первокурсники копошились в партийной истории еще дооктябрьского периода, который продолжал оставаться канонически святым и не грозил рискованными мыслями.
Но ведь это был мехмат! Это был отобранный концентрат умных голов, не менее половины которых были еврейскими. А тогдашний воздух после многочасовых откровений Хрущева на съезде в высокой концентрации был инфицирован фрондой… И вот как-то на семинаре мы проигнорировали скучную тему какого-то Лондонского съезда и стали перекрестно бомбардировать нашего преподавателя разными неудобными вопросами по более близкой истории. Самым тяжелым камнем, свалившимся на его голову, оказался чей-то вопрос о памятном уже нам самим «деле врачей». И Павел Наумович сник, скис и сдался. «Ребята, - печально сказал он, - знаете, политика – дело темное!» И это, пожалуй, единственный реальный урок, вынесенный мною из изучения истории КПСС.
К чему я это вспоминаю? А к тому, что чем дольше живу на белом свете, тем более убеждаюсь в правоте тезиса Павла Наумыча.
Не успел я в прошлый исход субботы опубликовать четвертую часть сериала «Все ближе выборов раскаты…» (а раскаты доносились, хоть и издалека, но уже достаточно громко), как буквально через два часа моя статья устарела. Неожиданно, с места в карьер, власти от предположений перешли к делу. Закрутилась официальная организация выборов, в течение суток приняты соответственные постановления, назначена точная дата и… трах-бабах, наутро – стоп!
Объявленные досрочные выборы отменяются!
Под покровом ночи сфабрикована коалиция «национального единства». Кадима, самая большая по численности фракция, из избранных в 2009 г., перешла из оппозиции в коалицию, и та выросла до почти 80% депутатов Кнессета.
Да с такой коалицией можно все!
Меня спрашивают: как ты к этому относишься?
– А никак! Причем тут я? Мое дело выбирать. А если выборы отменили, то… Жаль только, нельзя будет на работе лишний выходной получить.
Стали подсчитывать плюсы происшедшего переворота.
Не надо тратить на выборы полмиллиарда.
- Да, на эти не надо, но очередные-то все равно годом позже. Бесплатно, что ли?
И потом, для поддержания раздутой разношерстной коалиции понадобятся новые смазки, новые вливания. Хватит ли на это сэкономленных миллиардов?
Коалиция, как уже говорилось, огромная. В теории имеется не только простое, но и с запасом, специальное большинство (2/3), позволяющее проводить любые решения и законы. К примеру, долгожданный закон об изменении структуры власти! Закон об изменении системы выборов!
- Но! До этого же их надо отработать внутри самой коалиции, согласовать позиции всех лебедей, щук и раков, всех волков, коз и капуст. А это либо невозможно в принципе, либо приводит к таким компромиссам, что затея полностью выхолащивается. Утвердить ее, правда, просто. Но, как правило, пустышку-плацебо.
И еще эта коалиция старожилам напоминает созданную перед Шестидневной войной… Ну, Иран, погоди!
…Приятно, между тем, наблюдать фальстарт левых экстремистов и легкомысленных новичков, рвущихся куда-нибудь лишь бы покрутить руль. Поматросили их и бросили. А они, бедные, уже и деньжат назанимали, наверно, на создание партий. Хотя, какие они бедные? Им всегда обеспечено спонсорство мировой юдофобщины, в какие бы одёжи она не драпировалась.
Майор Нетаньягу сделал еще одного генерала вице-премьером. Генерал Шауль Мофаз, новый вице-премьер вошел в коалицию при условии возобновления пись-процесса с «палестинцами». И синхронно из-за океана раздался жестяной голос миссис Клинтон, требующий кончать побыстрее с «израильскими отговорками». А на собранном Биби в канун Шабата срочном совещании по вопросу легализации Ульпены Шауль Мофаз твердо заявил, что не может быть и речи о невыполнении решения БАГАЦа. Военная косточка, есть приказ – надо выполнять! Представляю, как он теперь будет майором командовать! У Биби-то теперь в подчинении будут три генерала, а как он относится к подчиненным ему командирам, мы уже видели в его отношениях с генералом Бараком. Хотя теоретически Биби может использовать опыт некоего Труффальдино из Бергамо, достаточно успешно трудившегося слугой двух господ к собственной пользе. Но это только теоретически.
Три вице-премьера-генерала, будь они русскими, могли бы соображать на троих. Но, вряд ли, эти на такое способны. Особенно Буги Яалон, интеллигент. Он, кстати, выразил недовольство бибиным блицем, зигзагом. Не по нраву ему резкие телодвижения.
Еще резче выразилась начальница партии МЕРЕЦ Захава Гальон, назвав произошедшую пертурбацию «вонючим трюком» (бытует с давних времен в израильской политической лексике такой штамп). И хотя и эта дама, и ее партия мне явно не по душе, считаю, что в ее определении что-то есть. Да и понять ее можно. Переворот произошел, появилась вакансия на место лидера оппозиции, так оно не Захаве достается, а Шели Яхимович. И будет Шели командовать и своей Аводой, и захавиным МЕРЕЦом, и арабскими партиями, и Национальным Единством. А Захава, между прочим, в Кнессете дольше ее сидит! Ну, какая женщина такое вынесет?
В первый же день после создания новой коалиции партийные и припартийные мальчики Ликуда завели славословие на тему «Гром победы, раздавайся». Но прошла всего пара дней, и начали всплывать новые детали. Перенесенная мановением руки шефа из оппозиции в коалицию депутат Нино Абесадзе заговорила о торговле людьми под сводами Кнессета и о нежелании быть объектом работорговли. Предполагают, что она последует за ушедшей еще до трюка Ципи Ливни, бывшей, как теперь ясно, практически единственным препятствием на пути слияния с Ликудом из-за неизлечимой ципиной бибиосинкразии. Хлопнул дверью Хаим Рамон, один из основателей Кадимы. Ожидаются еще кое-какие выходки и выходы. Так что новую коалицию еще наверняка ждет некоторая фрагментация и сокращение.
Есть еще одна проблема. Ожидаемое в недалеком будущем обвинительное заключение против главы НДИ Авигдора Либермана, министра иностранных дел. От формулы обвинения зависит, сможет ли он остаться министром или депутатом, или вообще должен будет прервать политическую деятельность.
Уже появились прогнозы, что в случае ухода Либермана из министров, главой МИД станет Эхуд Барак (итак фактически выполняющий работу главы МИД на американском направлении), а Шауль Мофаз сядет в кресло министра обороны. Пока что Мофаз удовольствовался чином министра без портфеля. А куда ему было деваться, если прогнозы на так и не состоявшиеся досрочные выборы предрекали разгром Кадимы?
В общем, переворот без выборов.
А, с другой стороны, к чему они? При той же засаленной колоде королей дам, валетов и шестерок? Разве, чтобы ее перетасовать и засесть играть в ту же игру, с теми же формальными правилами и тем же шулерским мухляжем?
Не, ребята, политика - дело темное!
А, с другой стороны, как говаривал один мой хороший знакомый (благословенна его память): Еще никак не было, чтоб никак не было. Всегда так было, чтоб как-нибудь да было.
Поживем-увидим! До выборов будущей осенью!
Иерусалим 13.05.12