И 30 лет назад Сирия была хитом новостных блоков. В понедельник 14.12.81 и.о. главы оппозиции Моше Шахаль (Перес, председатель оппозиции, находился за границей) был вызван на экстренную встречу с главой правительства Менахемом Бегином. Бегин, в тот же день вышедший после госпитализации из больницы "Адасса", поведал ему о своём намерении завершить в течение считанных часов законодательный процесс аннексии плато Голан. Он попросил, чтобы МААРАХ (так тогда именовалась партия Авода – прим.перев.) проголосовал ЗА.
Новый закон состоял всего из 18 слов (на иврите): «Законодательство, судебная и административная власть государства распространятся на территорию плато Голан, согласно приложению. Действие закона начинается со дня его утверждения в Кнесете». Согласно платформе Маараха, тогда возражавшего против ухода с плато Голан, у партии не было никаких принципиальных причин не откликнуться на просьбу Бегина, кроме чисто психологических. Шахаль получил от Шимона Переса по телефону инструкцию попросить недельной отсрочки. Бегин отказался. В Маарахе рассердились и решили бойкотировать голосование, но это решение не удалось выполнить. Авраам Кац-Оз сообщил, что проголосует ЗА. «Я и нахожусь в Кнесете ради такого дня!» - сказал он. В ответ Йоси Сарид проголосовал ПРОТИВ. (прим.перев. - Йоси Сарид был тогда членом Маараха, а затем перебежал вместе со своим мандатом в партию Рац, вошедшую в блок Мерец) Фракционная дисциплина рассыпалась на глазах, и закон прошёл подавляющим большинством – 63:21. Кстати, фракция «Агудат Исраэль» на голосовании не присутствовала, потому что рав Шах и Совет мудрецов постановили, что нельзя дразнить гоев.
И биржа опасалась этого якобы дразнения гоев и прореагировала падением акций. Публицистические колонки были полны мрачных картин ситуации с демократией и отношений Израиля с внешним миром. Корреспонденты по военной тематике информировали о передвижении сил с обеих сторон границы на Голанах. «Ещё одна основа сионистской логики рухнула", - «припечатал» Амос Оз в газете «Давар» (орган Гистрадрута, выпускался до середины 90-х годов, представители алии-90 ещё могут помнить эту газету в руках наиболее твердокаменных «маарахников» – прим.перев.). Он предсказывал, что этот закон приведёт к тому, что в один день «мы посыплем головы пеплом и облачимся во вретище» (еврейский знак великого траура и беды – прим.перев.).
Слава Б-гу, сионистская логика до сих пор стоит на своём, нам не пришлось облачаться во вретище и посыпать головы пеплом из-за аннексии Голан. Израильско-сирийские отношения остались в точности такими же, как и до аннексии. Ни мира, ни войны – и это к лучшему. Еврейские жители плато были спасены от судеб своих сотоварищей из Ямита и Гуш-Катифа. И несмотря на это и в наши дни рано вздохнуть с облегчением. 30 лет со дня аннексии Голан, но сих пор нельзя сказать, что «судьба Голан – как судьба Гуш-Дана». Наши леваки по сей день относятся к ним, как к разменной карте на будущих переговорах с Сирией. Время от времени их престарелые представители напоминают нам: Бегин обязался в день аннексии, что этот шаг не воспрепятствует мирным переговорам с Сирией.
И в самом деле – в эпохи правления Рабина, Барака и Ольмерта Израиль вёл переговоры с сирийцами – напрямую, или косвенно, - словно бы нет Закона о Голанах. Этот закон не устранил опасность отступления, потому что законы – слишком незначительное препятствие для ярых поклонников отступлений. Кнесет, который принимает законы, может в любой момент их же и отменить. В эпоху Ольмерта недоставало чуть-чуть для отмены закона об аннексии Восточного Иерусалима и даже для уступки некоторых частей нашей Родины внутри «зелёной черты».
Так все-таки что хорошего вышло из Закона о Голанах? Суверенный образ этого района, а главным образом – юридический статус. Жители Голан не подчиняются больше военной администрации, они не нуждаются в утверждении министра обороны, чтобы, допустим, пристроить к дому веранду. Ком. военным округом – не более, чем ком. военным округом, а не верховный комиссар. Во всём, что имеет отношение к основополагающим гражданским правам, житель Кацрина равен жителю Тель-Авива.
Еврейские жители Иудеи и Самарии могут только завидовать всем этим свободам. Вроде бы и они полноценные граждане, но только вроде бы. 330 тысяч израильских граждан по сей день живут под властью военной администрации. Они исполняют все гражданские обязанности, – начиная с военной службы и кончая оплатой телевизионного налога, - но не наслаждаются всеми правами. Можно издать в отношении их ограничительный ордер или ордер на удаление (от места жительства), можно осложнить их жизнь на блок-постах, можно запретить им пристроить веранду. Если у них испортится холодильник, не всегда техник к ним приедет. Короче, этакие третьесортные граждане в классическом понимании этого термина. И с этим обстоятельством связаны буйства отдельных группировок «таг мхир» (если, конечно, это не тонко задуманная провокация евсекции ШАБАКа – прим.перев.)
Прецедент Голан доказывает, что проблема может быть решена в одни сутки. Если невозможно в данный момент распространить израильское законодательство на весь район, можно хотя бы распространить их на еврейские поселения. Амос Оз, разумеется, будет резко возражать, Шимон Перес попросит отсрочки, Обама взорвется, но если правое правительство будет достаточно решительным, закон пройдёт. А через 30 лет мы уже не будем понимать, почему не сделали этого раньше. (вопрос в том, где автор видел в настоящий период правую власть? Не ту ли, что на 10 месяцев заморозила еврейское строительство в Иудее и Самарии - да и по сути до сих пор поддерживает тихое замораживание, - которая - при молчаливом согласии ПМ - осуществляет ночные бандитские – другого слова не подберёшь! – налёты на т.н. форпосты и выкидывает целые семьи с малыми детьми из их домов? – прим.перев.)
(«Макор ришон»)
Перевела Фаня Шифман
МАОФ