Maof

Sunday
Feb 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Покупатель выбирает парашют и спрашивает у продавца, как с ним обращаться.
- Дерните за большое кольцо, и парашют раскроется.
- А если не раскроется?
- Тогда дерните за малое кольцо, раскроется запасной парашют.
- А вдруг и он не раскроется?
- Тогда приходите в магазин и выбирайте новый.
(Из памятки начинающему болельщику)

Чаще всего мы гордимся тем, чего у нас нет. Гордимся скромностью, потому что лишены чувства собственного достоинства. Или путаем гордость с гордыней. У гордости много обличий, но самое фальшивое из них - смирение. Ибо уж лучше вызывать зависть, чем жалость. Гордость - не самое худшее из человеческих качеств. Она словно острая приправа к таким "блюдам", как мужество и доблесть. Стало быть, её нужно не душить, а направлять в правильное русло. Каждый вправе гордиться своей страной. Или своими детьми. Кого-то радуют экономические и научные свершения. У кого-то есть повод вспомнить о заслугах на поле брани. А иным больше по душе успехи на спортивных аренах.

Мы - разные. И интересы у нас разные. А если что и объединяет, то, скорее, чувство сопричасности. К истории, культуре, традициям. К общечеловеческим ценностям, наконец. Трудно сказать, что еще сегодня, кроме спорта, может привлечь столь пристальное внимание многомиллионной аудитории. Когда же речь заходит об олимпийских играх, то, кажется, нет такого человека, который оставался бы равнодушным к всемирному спортивному празднику. Вот и стартовавшая Лондонская олимпиада на две недели отодвинула в сторону наболевшие международные заботы и проблемы. И только жаждущие сенсаций журналисты нет-нет да добавят перчика в ароматный олимпийский суп.

Лондонский журнал "Times" сообщил, что "MI5" и "Моссад" опасаются терактов со стороны иранских спецслужб. По оперативным данным, больше всего неприятностей следует ждать от группировки "белых европейцев", куда входят завербованные иранцами два немца, швед и молодежная пара из Великобритании. Беспокойство вызывает также возможный сообщник бургасского мясника с американским паспортом на имя Дэвида Джефферсона, специализирующийся, судя по всему, по взрывчатке. "The Guardian" пошла еще дальше, написав, что Израиль может воспользоваться олимпийскими играми, как ширмой, для нападения на Иран. На этот случай разработан особый план, предусматривающий немедленную эвакуацию титулованных зарубежных особ и строгую изоляцию израильских и иранских спортсменов. В общем, контора пишет, а караван идет.

Официальные расходы на проведение только спортивных мероприятий составят порядка 14 миллиардов фунтов стерлингов. Столько же выделено и на обеспечение безопасности. А это значит, что олимпийские игры обойдутся почти в 40 миллиардов долларов. Весомая цифра, если учесть, что на разгром Ирака в 2001 году хватило 50 миллиардов. Обеспечивать и поддерживать порядок будут 17 тысяч военнослужащих, около 10 тысяч сотрудников частных охранных фирм и 13 тысяч полицейских. Еще 30 тысяч выделено в резерв. Знакомя читателей с финансовой стороной дела, еженедельник "The Sunday Times" не преминул заметить, что все эти беспрецедентные меры безопасности направлены на защиту... израильтян.

Стоило ли в таком случае тратиться? Если спортсменов запирают в огороженный глухим забором загон и охраняют, как племенных быков, то чем тогда они отличаются от скота? В античные времена олимпийские игры останавливали войны. А сейчас, наоборот, только провоцируют их. Мечта Кубертена умерла, не успев родиться. В 1936 году, когда столицей Олимпиады стал Берлин. Следующие игры проходили уже не на спортивных площадках, а на полях сражений. И в лагерях смерти. Нацисты, по сути, уничтожили весь цвет еврейского довоенного спорта. Двукратного олимпийского чемпиона по фехтованию Атилу Петшауэра казнили в концлагере. Герой Олимпиады в Лос-Анджелесе Эндре Кабош погиб в Будапеште. Их товарищи по венгерской сборной чемпионы олимпийских игр Янош Гараи и Оскар Герде были замучены в Маутхаузене.

Шесть олимпийских медалей, включая пять золотых, принесли Германии гимнасты двоюродные братья Альфред и Густав Флатовы. В благодарность за это их отправили в Терезиенштадт, где они навечно и остались. В Освенциме и Собиборе почти полностью сгорела сборная Нидерландов по художественной гимнастике. Вместе с олимпийскими чемпионками Стеллой Блитц-Агстериббе, Анной Дрезден-Поллак, Лией Клот-Нордхейм, Джуди Земанс-Симонс ушла в вечность и их бессменный тренер Джеритт Клирикупер. Этот список бесконечен, поскольку не включает многих выдающихся спортсменов, не говоря уже о тех, кто мог стать и олимпийским чемпионом, и нобелевским лауреатом.

После этих неслыханных в истории зверств на олимпийских играх можно было поставить крест. Не поставили. А фамилии мучеников просто стерли из памяти. Кто о них теперь знает? Только те считанные энтузиасты спорта, которые пытаются вернуть их из небытия. Ни на одной послевоенной олимпиаде, начиная с Лондонской в 1948 году, память погибших спортсменов не отмечалась минутой молчания. Новые времена - новые герои. А совесть... Чтобы разбудить совесть негодяя, надо дать ему звонкую пощечину. Международный олимпийский комитет получил эту пощечину в 1972 году. В Мюнхене. Она горит на его "щеке" до сих пор. Но поскольку девиз современного олимпийского движения "О спорт! О времена! О нравы", то и порядочность измеряется архитектурными мерками: на первый план выносятся удобства.

Для Израиля нынешняя олимпиада по-своему юбилейная. 60 лет назад израильские спортсмены впервые участвовали в олимпийских соревнованиях. В этом году - сорокалетие мюнхенской трагедии. И, наконец, 20 лет назад в Барселоне дзюдоисты Яэль Арад и Орэн Смаджа завоевали первые олимпийские медали - серебряную и бронзовую. Отсюда и горячее стремление не ударить лицом в грязь. Но авторитет государства не зависит от количества выигранных олимпийских наград. В той же Барселоне Куба, например, была пятой в общекомандном зачете. И это никак не отразилось на ее мировом статусе.

Нравственное здоровье начинается с самоуважения. Нынешний президент МОК граф и по совместительству хирург-ортопед Жак Рогге участвовал в той приснопамятной мюнхенской олимпиаде, выступая за бельгийскую сборную по регби. Казалось, кому, как не ему, должна быть понятна боль Израиля, потерявшего своих спортсменов. Тем не менее, в просьбе начать церемонию открытия олимпийских игр с минуты молчания он решительно отказал. Зачем, дескать, омрачать праздник? Надо понимать, израильским присутствием. В ответ Израилю следовало бы вообще отказаться от участия в больше политическом, чем спортивном шоу. И заодно не вводить Великобританию в столь обременительные расходы. Тем более, что израильские спортсмены все равно завоюют в лучшем случае две-три медали. Либо вовсе останутся за чертой призеров.

Зато Рогге сорвал аплодисменты. В благодарственном письме председатель олимпийского комитета Палестины Джибриль Раджуб воздал ему должное за "принципиальность", отметив, что "спорт - мост любви и мира между народами, который закрыт для тех, кто проповедует расизм". Беспринципность - это не отсутствие принципов. Это просто такой принцип. Глупость трудно понять, но можно простить. Подлость можно понять, но не нельзя прощать. "Мост любви и мира" больше напоминает бездонную пропасть, разделяющую народы. Борьба идет не только на спортивных площадках. И в нее втянуты люди порой не имеющие никакого отношения к спорту.

Еще задолго до спортивных соревнований началась затяжная и изнурительная война за Иерусалим. Международный олимпийский комитет сделал его столицей Палестины. После израильских протестов вернул город еврейскому государству. А после арабских протестов было решено вообще убрать наименования всех столиц. Если исходить из такой логики, то почему бы не стереть и названия стран? Нет на карте Палестины, значит, и ничего другого больше быть не может. Не успели разобраться с МОК, как пришлось ставить на место Би-Би-Си. На ее сайте Израиль тоже без столицы. Вместо него теперь пространный текст, сообщающий, что в Иерусалиме располагается лишь израильское правительство, а все иностранные посольства - в Тель-Авиве.

Мы все в плену у жизни. Всё дело только в сроках. Олимпиада пройдет, а борьба за Иерусалим продолжится. Митт Ромни назвал Иерусалим столицей Израиля. И пообещал в случае победы на президентских выборах перевести туда американское посольство. Этим его словам не стоит придавать слишком большого значения. Обычный предвыборный трюк. Буш тоже когда-то обещал. Гораздо интересней реакция Вашингтона. «Соединенные Штаты удивлены высказываниями кандидата в президенты от Республиканской партии Митта Ромни о том, что Иерусалим - столица Израиля, - заявил пресс-секретарь Белого дома Джош Эрнест. - Подобное утверждение противоречит американской позиции».

Какова же позиция Америки? Определить статус Иерусалима "путем переговоров между конфликтующими сторонами". Вопрос в том, кто с кем конфликтует. В 1948 году Израиль воевал с вторгшимися армиями Египта, Ирака, Йемена, Ливана, Саудовской Аравии, Сирии и Трансиордании. И со всеми из них, за исключением Египта и Иордании, по-прежнему остается в состоянии войны. До 1967 года о "палестинцах" почему-то никто не вспоминал. Да они и сами рот боялись открыть. Хотя могли и обязаны были требовать государство. Значит, оно им не было нужно. Не нужно и сейчас. Основным юридическим документом, на который ссылаются псевдополитики, остается резолюция № 181, принятая Генеральной ассамблеей ООН 29 ноября 1947 года. В ней говорится о разделе Палестины на два независимых государства - еврейское и арабское. Статус Иерусалима определялся как территория, подконтрольная ООН. Ущемленные в своих правах и ощипанные, как цыплята, евреи согласились на этот "раздел", а арабы отказались. Так кто виноват?

Все хотят добра. Чужого. Но стоит ли ложиться под колесо чьей-то фортуны? Ученые утверждают, что между торговцами и попрошайками есть нечто общее. Торговцы хотят, чтобы мы покупали у них товар, а попрошайки - получить от нас доллар или больше. Схему, по которой они действуют, психологи назвали "ногою в дверь". Суть ее в том, что сначала к нам обращаются с незначительной просьбой, выполнить которую легко и просто. А уже за ней следует настоящая просьба. И мы с детской непосредственностью попадаемся на эту уловку, с готовностью раскрывая кошельки. Эту ловушку расставляют теперь все, кому угодно - от политиков и журналистов до спортивных функционеров и террористов. Самый испытанный способ, на котором многие свернули себе шею, выдавать просеивание зерна за селекцию.

У наездников есть такое выражение: "Прыгая с разбегу в седло, постарайся не уронить лошадь". В связи с этим вспоминаются детские стишки. Учись у врага, который хочет тебе нагадить. Тогда с любой проблемой сладишь. Учиться действительно есть чему. Например, арабской настойчивости и последовательности в достижении цели. Увидев на татами израильтян, пришедшие на тренировку ливанские дзюдоисты потребовали перегородить зал. И им пошли навстречу, установив разделительный экран. Саудовский национальный олимпийский комитет достаточно легко и быстро договорился с МОК о выступлении аравийских спортсменок в хиджабе. Израильский договориться не может, предпочитая сносить оскорбления и унижения.

Глупость, помноженная на упрямство, не дает никаких результатов.

Слабое, если не сказать грубее, выступление спортсменов вызвало бурю возмущения в израильской прессе. Причины, как всегда, называются разные - от отсутствия финансирования до нежелания тренироваться с полной отдачей сил. Зачем, вопрошают спортивные комментаторы, отправлять на столь ответственные соревнования "заведомо провальных" спортсменов, которые только позорят страну? Их праведный гнев понятен. Особенно на фоне падающей с бревна и брусьев гимнастки, которая на этих же снарядах побеждала на многих этапах Кубка мира, или беспомощно барахтающегося в бассейне весьма титулованного пловца.

Корень неудач израильских атлетов, тем не менее, вовсе не в их недостаточной подготовке или отсутствии патриотизма. «Черный день в истории израильского спорта», - пестрят заголовками газеты. Действительно, "черный". И не только в истории спорта. Потому что этот день - 9 Ава. День, когда были разрушены оба Храма и на еврейский народ обрушилось много невзгод. День, который принято проводить в трауре и посте. Или, испытывая судьбу, бороться за спортивные призы, добиваясь плачевных результатов. Кто сомневается, пусть покопается в спортивной статистике. На Олимпиаде в Афинах, самой удачной пока для израильтян, первый день соревнований, когда разыгрывалось 13 комплектов медалей, тоже выпал на 9 ава. И завершился для спортсменов, включая весьма перспекивных, полным фиаско.

Трехнедельный период с 17 Тамуза до 9 Ава не случайно называется "меж теснин". Это тот самый период, когда еврейский народ наиболее уязвим. А график игр составлен так, что они почти всегда проводятся в период, который выпадает как раз на это наиболее неудачное время еврейского календаря. Что же делать? Либо требовать сдвинуть сроки проведения соревнований, либо отказаться от участия в них. Пора бы настоять и на том, чтобы спортивные мероприятия начинались на исходе субботы. Если уважаются исламские религиозные традиции, то должны уважаться и иудейские. В противном случае на таких спортивных "праздниках" делать нечего.

Силу мышц обычно демонстрирует тот, кто в ней сомневается. Античные олимпийские игры были запрещены в 394 году императором Феодосием I, который усмотрел в них проявление язычества. Древние иудеи и без олимпиад обладали недюженной силой. Царь Давид без оружия укрощал львов. Как и библейский Шимшон, каменную печатку с изображением которого нашли недавно израильские археологи. Во времена восстания Бар-Кохбы для того, чтобы убедиться в мужестве добровольцев, им отрубали палец. Рабби Акиве не понравилось это членовредительство. И он предложил отсеивать всех тех, кто не сумеет вырвать с корнем на скаку ливанский кедр. С этим заданием справилось двести тысяч человек. Если бы не распри среди восставших, история могла сложиться совершенно по-иному. Проблема не в истории. Проблема в нас.