Если соскрести слова, обнаружится большая пустота. Лапод идет на выборы с легко воспринимаемой воздушной программой, которой невозможно противиться, потому что в ней ничего нет. Почти ничего. Он никого не злит, кроме харедим, и его невозможно оптровергнуть. Лапид пишет свою программу из чистой лести наивному избирателю. Просматривая его блог на сайте его партии, вы вспоминаете сочинения, которые писали в средней школе. В этом, видно, причина его широкой поддержки среди молодого поколения. Он был и остался хорошим написателем сочинений. Уровень доказуемости утверждений не на уровне, но в каждом втором слове говорит юношеский задор.
Он говорит, в основном, о правах, а не об обязанностях. Он создал партию, которая идет брать, а не давать. Председатель партии "Еш атид" не спрашивает своих избирателей, что они могут сделать для своей страны, а требует, чтобы страна сделала для них - и много.
Большинство его мессиджей выдержаны в духе: "трахают нас" и "причитается нам". Его основополагающий лозунг "Где деньги?" - материалистический, непедагогичный и очень циничный. Если он в самом деле не знает, где деньги, пусть спросит своего нового второго номера в списке- Якова Пери - одного из основателелей индустрии выжимания денег компаниями мобильной связи и банками (прим.перев. - Яков Пери был директором компании Селком и банка Мизрахи).
И, с вашего позволения, одно замечание о риторических способностях Лапида. От "проповедника революции в образовании в Израиле" можно было ожидать большего качества грамматики и орфографии на сайте его партии. В фигуриемой там "временной программе" "Наше кредо" 115 слов и 8 ошибок. Лапид, Где правописание?
Игра в войну (и мир)
Публикации в "Йедиот ахронот" о том, что Нетаниягу в 2010г. согласился отступить с Голанских высот, выглядели как предвыборные трюки оппозиции, но они, повидимому, верны. Уход из политики Моше Кахалона, возвращение Дери и события в Сирии помешали уделить должное внимание этой важной и печальной истории. Общественность удовлетворилась полным отрицанием со стороны канцелярии Нетаниягу и не обратила внимание на статью Ари Шавита в "Гаарец" в понедельник, которая подтверждает публикацию в "Йедиот ахронот" и добавляет фамилии действующих лиц, даты и похвалу Нетаниягу ("самый оклеветанный премьер-министр за всю историю Израиля достоин похвалы").
Уже в свою первую каденцию в должности премьер-министра втайне согласился Нетаниягу отступить с Голанских высот. В январе 2004г., будучи энергичным министром финансов в правительстве Шарона, он публично призвал к переговорам с Асадом. Шарон отреагировал уколом, сказав, что "у Нетаниягу есть здоровые инстинкты, но он не всегда осторожен". Что верно. Не многого недоставало, чтобы Нетаниягу подписал поспешный договор с сирийским диктатором.
Напомним, что перед выборами в 2009г. Нетаниягу обещал жителям Голан оставаться там навечно; но не будем сейчас входить в философские и предвыборные рассуждения и делать выводы из этих его зигзагов. Каждый читатель и избиратель сделает эти выводы сам на избирательном участке. Я только советую представить себе, что произошло бы, если бы те переговоры между Нетаниягу и Асадом в конце 2010г. увенчались успехом.
Итак, в начале 2011г. на лужайкеБелого дома состоялась бы торжественная церемония подписания соглашения. Нетаниягу и Асад пожали бы руки (к великой радости израильских левых) и сразу же вышли бы в верхушку списка кандидатов на получение Нобелевской премии мира. Каждая газета послала бы своего специалиста по кулинарии отведать хумус в Дамаске и фисташки в Алеппо. Муниципалитет Кармиэля и местный совет Рош-Пины ускоренными темпами строили бы новые районы для изгнанников из Кацрина. Но через полгода после этого вспыхнула бы в Дамаске "арабская весна", и мы попали бы в ужасную дилемму: отступить с Голан, как будто нет "весны", или ввести мирный договор в глубокую зимнюю спячку?
Асад, разумеется, требовал бы нашего отступления. Победная речь в "освобожденном" Кацрине могла бы помочь ему в борьбе против повстанцев. Израильские левые бросились бы ему на помощь и призвсали бы правительство не использовать печальные события в Сирии для невыполнения обязательств. Преданность левых лозунгу "То, что видно отсюда, не видно оттуда" касается только обещаний правительства верности Голанам или Гуш Катифу. Но противоположные обещания левые требуют выполнять в любой ситуации при любых погодных условиях. И американцы требуют. Обама и Хиллари Клинтон предупредили бы Нетаниягу, что замораживание отступления на Голанах увеличит уровень пламени на Ближнем Востоке.
Трудно представить его спорящим с ними. Это отступление было бы особенно абсурдным в особенно абсурдной ситуации, но и в прошлом это было так и все же происходило. Например, джихадистская речь Арафата в 1994г. не помешала Рабину и Пересу придерживаться процесса Осло, а гражданская война в Сирии не нарушила бы график отступления с Голан. Слушая Нетаниягу, гордящегося в выступлении в Кнессете сделкой Шалита и унизительной сдержанностью на Юге ("мы не начинали излишних войн"), нетрудно представить его гордящимся соглашением с Башаром Асадом. "Народ за мир" (прим.перев. - "а-ам им а-шалом" вместо "а-ам им а-Голан"), - сказал бы он в Кнессете на фоне взрывов и воплей резни по другую сторону границы.
("Макор ришон" 19.10.2012)
Перевел Ханан Фридман
МАОФ



