Maof

Thursday
Apr 25th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
http://www.iatp.md/doreinu/

 Когда перейдете через Иордан в землю Ханаанскую, то прогоните от себя всех жителей той земли… И завладейте землею, и заселите ее, ибо вам даю Я ее. Если же вы не прогоните жителей той земли и оставите их, то будут они колючками в глазах ваших и шипами в боках ваших... И то, что думал Я сделать им, сделаю Я вам (Бамидбар, 33:50-56).
Позади 9 Ава – самый черный день еврейской истории, ночь плача, которая растянулась на тысячелетия. В этот день 2449 года от Сотворения мира поколение евреев, вышедшее из Египта, не захотело войти в Землю Израиля, отвергло дар Б-га – землю, истекавшую молоком и медом, но укрепленную до неба другими народами. Евреи плакали всю ночь 9 Ава, они обвинили Б-га в том, что Он по ненависти своей вывел их из Египта, чтобы уничтожить руками ханаанских народов. Плач был напрасным, беспричинным, но именно этот день был назначен Вс-вышним для всех бед и трагедий. За грех неверия.
И у евреев появилось множество причин для того, чтобы плакать 9 Ава. В этот день были разрушены Первый и Второй Храмы; была распахана в знак поругания земля Иерусалима; римляне захватили Бейтар, последнюю крепость Бар-Кохбы, после чего началось массовое изгнание евреев из Земли Израиля; изгнания из Англии, Франции, Испании также пришлись на 9 Ава; в этот же день нацисты приняли план "окончательного решения еврейского вопроса"… 
Во всех своих бедах евреи обвиняют только самих себя. Такова этическая основа иудаизма. Вавилонский полководец Навузардан, разрушив Первый Храм, был полон гордости, но голос с неба сказал ему: "Убитый народ убил ты, сожженное святилище сжег, перемолол размолотую муку". То же самое мудрецы говорят Титу, разрушившему Второй Храм. За грехи Б-г взыскивает с евреев во много раз строже, чем с других народов, потому что "кого любит Господь, того наказывает" (Притчи 3:12), кому больше дает, с того больше спрашивает. И только в наших силах разорвать страшную цепь Девятых дней Ава, приблизить приход Машиаха, который, родившись в этот день траура, сделает его самым большим праздником. Сегодня, как никогда раньше, это зависит от наших конкретных действий, потому что впервые за две тысячи лет Б-г и Его народ пошли навстречу друг другу: возродился Израиль. От того, каким будет это государство – еврейским или государством "его граждан", зависит статус 9-го Ава: праздник или траур.
Сегодня, как и 3300 лет тому назад, евреи разделились на два лагеря. Первые – те, кто не верит Б-гу и боится (в 2449-м их было большинство). Вторые – те, кто верит и полон решимости (Моше, Аарон, Иеhошуа и Калев). Сомнения первых в те далекие времена нам кажутся странными. Как они могли сомневаться в Б-ге после египетских казней, перехода через Красное море, дарования Торы, после того, как "в пустыне этой, где видел ты, что носил тебя Бог, Всесильный твой, как носит человек сына своего" (Дварим, 1:31)? Но разве меньше чудес Б-г сделал для нас теперь? В  двухмиллиардном мусульманском мире создано государство евреев – на Святой Земле, окруженной арабскими странами. А мы по-прежнему сомневаемся. Евреи, которые не собираются ехать в Израиль (или предпочитают США, Германию), в основном, руководствуются теми же мотивами, что и их предки, вышедшие из Египта: страшно, опасно, кругом враждебные народы. И история 9 Ава повторяется.
К первому лагерю – к не доверяющим Б-гу – следует также отнести большинство израильских политиков (особенно левых). История 9 Ава показывает, что виноваты во всем были именно руководители – 10 разведчиков, оклеветавших Землю Израиля. Они-то и были "основателями" левого движения, борцами за "законные права ханаанских народов". Они чувствовали себя кузнечиками по сравнению с этими народами: здесь имеется в виду не только физическая слабость, но и духовная. "Вы – как саранча, - говорили мераглим своему народу, - а в этой Земле живут порядочные люди, и много поколений их живут, а вы приходите, как разбойники, и хотите взять чужое! Где ваша совесть?" Разведчики как-то упускали из виду то, что ханаанские народы захватили эту землю у потомков Шема. "Не бойся и не страшись" (Дварим, 1:21), - говорил Б-г евреям, призывая не бояться двух вещей: силы этих народов ("не страшись") и того, что, изгоняя их, сами евреи поступают несправедливо ("не бойся"). 
Любимое слово левых – мир. Для них абсолютной ценностью являются не национальные интересы Израиля, а его признание другими народами: идея утопичная и абсурдная. "Раны народа Моего врачуют они с легкостью, говоря: мир! мир! - а нет мира" (Иеремия, 6:14). Мира нет, потому что он не нужен арабам, их цель – упразднить Израиль. Палестинцы подписали с Израилем десятки мирных соглашений, но все это оставалось только на бумаге. Арафат обещал выполнить требования комиссии Митчелла о прекращении огня, но теракты происходят ежедневно. Каждый день Израиль хоронит новых жертв своего собственного безумия. Мир будет возможен, только когда арабы смирятся (точнее, вынуждены будут смириться) с фактом существования сильного еврейского государства. Именно еврейского, а не того, чем сейчас является Израиль. 
Интересна еще одна аналогия с историей 9 Ава. Отвергнув заповедь Вс-вышнего заселить Святую Землю и завладеть ею, евреи все же не смогли уклониться от Б-жественного Замысла: спустя 40 лет, они (точнее, их дети) поднялись в эту Землю, но война у них заняла 400 лет! Если бы они вошли в Нее, когда того требовал Вс-вышний, цена за Землю была бы во много раз меньшей, война – менее кровавой и не такой долгой. Очень похожие события происходят в наше время... 
До 5727 года (1967) арабо-израильские отношения развивались по такому сценарию: нежелание арабов заключать мир с Израилем каждый раз приводило к расширению его территорий. Так, следствием того, что арабские страны не согласились на раздел Палестины по решению ООН, стала Война за независимость: Израиль захватил Яффо, Западную Галилею, Акко, Лод, Рамле, Иерусалимский коридор и Западный Иерусалим, Беер-Шеву и Ашкелон. После этого Израиль с радостью подписал бы мирный договор, но арабские страны отказывались и готовились к войне. Когда в 1967 году Египет потребовал убрать наблюдателей ООН, закрыл Тиранский пролив, заключил военный союз с Сирией и Иорданией и поклялся сбросить евреев в море, Израиль снова был вынужден начать войну. В результате Шестидневной войны Израиль получил Восточный Иерусалим и его Старый город, Иудею, Самарию, Голаны и сектор Газа.
Однако после 1967 года левые начали проводить политику, согласно которой "зеленая черта" - линия перемирия 1948 года - будет навечно разделять Израиль и арабские страны. Историческая связь еврейского народа с территориями за "зеленой чертой" всячески замалчивалась. В школьных учебниках почти не упоминались города Шхем, Хеврон, Иерихон, в которых евреи жили тысячелетиями. Правительство даже не задавалось вопросом "как освоить отвоеванные территории", но лишь вопросом "как их лучше отдать": просто так, в качестве жеста доброй воли, или же как плату за мирный договор? В ответ на проявленное Израилем нежелание сделать всю страну своей (как в 2449) и возникла палестинская проблема. Земли были израильскими (это признавал весь мир, кроме арабов, конечно), но Израиль горел желанием их отдать. Следствие такого отношения – кровь, которая сегодня льется рекой. Израиль не уважал свои интересы, и с ним перестали считаться.
Аналогична история Храмовой горы. Израильские солдаты заняли площадь перед Котелем в том же 1967 году. Мировое сообщество не возражало. А вот сама Храмовая гора была "возвращена" арабам, потому что социалистическое правительство считало, что "мы не настолько примитивны, чтобы увлекаться религией и строить Храм". Результат такой политики очевиден: сегодня – это самая горячая точка "палестинского национального самосознания". Как и 3300 лет назад, мы отвергаем то, что Б-г дает нам, а потом жестоко страдаем.
Арабо-израильский конфликт – это война евреев с самими собой, со своим нежеланием быть евреями. Дело Дрейфуса наглядно продемонстрировало Герцлю, что ассимиляция еврея как личности не освобождает его от гонений. Тогда возникла идея ассимилироваться на уровне нации, построить государство "как у всех". Где оно будет построено – совершенно неважно. К счастью, благодаря поселенческому сионизму, Израиль появился на Святой Земле, а не в Аргентине или Уганде (такие проекты были у сторонников политического сионизма). "Чтобы воплотить эту мечту – ассимилироваться на уровне государства – нужен партнер внешний и партнер внутренний, - пишет Моше Фейглин в статье "Великая эпоха". – Нужен внешний враг, с которым можно заключить мир. Ведь если нет надежды на мир с врагом, то похоронена наша мечта о дружественном существовании в "семье народов". А внутри нужны арабы, которые согласятся быть израильтянами. Ведь если мы не можем дать израильское гражданство арабам и тем самым заслужить их преданность – значит, государство наше не Израильское, а (какой кошмар!) Еврейское, то есть, особое, опять отличающееся от других". 
Вот почему Израиль не хотел отпускать арабов после 1967 года: они были нужны ему в качестве "внутреннего партнера" - чтобы ассимилироваться. Вот почему сегодня правительство не желает лишать гражданства арабов, которые демонстративно заявляют о своей нелояльности Израилю, нарушая все важнейшие государственные законы. Вот почему Кнессет не принимает закон о запрете партий, отрицающих еврейский характер государства. Вот почему не аннулируется "параграф о дедушках" в Законе о возвращении, дающий возможность сотням тысяч неевреев въезжать в Израиль на правах новых репатриантов. 
Что же касается "внешнего партнера", с которым необходимо заключить мир любой ценой, то в этом свете становится понятным, почему Израиль не решает проблему террора, хотя решить ее можно  силовым путем, подобно тому, как это делалось и делается США и Европой на Фолклендских островах, в Никарагуа, Панаме, Ираке, Боснии, Сербии, Косово. 
Когда государство ищет признания и симпатий международного сообщества, в этом нет ничего плохого, но ужасно и недопустимо, когда оно начинает платить за эти симпатии собственными территориями и жизнями своих граждан. После распада СССР роль Израиля как союзника Запада резко снизилась. Интересы США в настоящее время сместились в сторону арабских стран: нефть, емкий рынок сбыта, особенно оружия. США заинтересованы в стабильности и мире на Ближнем Востоке, но они понимают, что арабы жаждут унижения Израиля, так что "мир" может быть достигнут только за его счет. Поэтому в данной ситуации Израилю следует отказаться от американской военной помощи (она составляет менее 2% ВНП) и, следовательно, от американского участия в конфликте. И то, и другое ведет Израиль к односторонним уступкам палестинцам и к неминуемой гибели. 
Сейчас Израиль вплотную подошел к вопросу, быть ли ему еврейским, а значит, быть ли ему вообще. Оставаясь государством "его граждан", ищущим международного признания, Израиль обрекает евреев на ассимиляцию и исчезновение в недалеком будущем, а в настоящем – ставит под угрозу свое собственное существование. Защитить себя сможет только еврейский Израиль. Когда он радикально реформирует свою политическую и судебно-правовую структуру, чтобы евреи жили не по смеси римско-турецко-британских законов, а по еврейским; когда повысится еврейское содержание в программах народного образования; когда евреи будут стремиться не просто заселять эту землю, но и владеть ею (кто сегодня владеет Святой Землей – сказать трудно); когда они откажутся от идей политического сионизма, а ему на смену придет сионизм религиозный; когда, наконец, будет принята Конституция, провозглашающая еврейский характер государства, - тогда арабы сами эмигрируют из Израиля, а националистические амбиции их лидеров начнут постепенно разлагаться. 
Таким образом, война с арабами – это, в первую очередь, война внутренняя, война двух типов евреев, о которых мы говорили в начале статьи. Это война идеологий и мировоззрений внутри одного, вечно расколотого народа. Когда будет одержана победа на идеологическом уровне, тактические решения придут сами собой.
В Торе много раз повторяется, что Земля эта дается евреям для того, чтобы служили на Ней Вс-вышнему (Шмот 20:12, 23:10, 14-25, 30-33; Бамидбар 13:1,27:12, 34:1-12 и др.). И пусть сегодня кажется нереальным, что все евреи вернутся к Торе, но надо хотя бы идти к этому, а не бежать в противоположную сторону, как от чего-то отжившего и давно похороненного. Если евреи откажутся от своих корней и не прогонят со Святой Земли тех, кто ненавидит их традиции и их самих, то исполнится обещание Б-га, которое уже не раз исполнялось: "И то, что думал Я сделать им, сделаю Я вам" (Бамидбар, 33:56). Речь идет о новом изгнании. 
9 Ава на протяжении тысячелетий еврейский народ плакал и постился. Видно, он искупил часть своих грехов и изменил свое сознание настолько, что смог построить Израиль. Сегодня уже мало просто голодать, вспоминать и "вопить" 9 Ава – надо что-то делать для того, чтобы опять не потерять Эрец Исраэль, ибо как "сказал Бог, обращаясь к Моше: "Что ты вопиешь ко Мне? Скажи сынам Израиля, чтобы двинулись вперед!" (Исход, 14:15).