Maof

Monday
Dec 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Слово "мир" приобрело в нашем поколении такое искаженное понимание, что само использование этого термина стало выражением определенного мировоззрения. Более того, попытки национальных кругов использования этого термина привели их к тому, что они усвоили "новое" значение слова "мир"

Мирная политика Торы

Мы предлагаем вернуть в сознание первоначальный смысл слова "мир", согласно нашим первоисточникам, хоть это непростая задача. Лишь опираясь на настоящее понимание мира, еврейское правительство сможет начертить базовые линии мирной политики.

Первоначальный смысл слова "мир" мы выучим у Пинхаса, чей образ в Торе - "иш а-шалом а-шалем". Почему именно он? Потому что его избрал Всевышний, чтобы дать ему завет мира (брит а-шалом). Этот союз не дан даже деду Пинхаса - Аарону-первосвященнику - о котором сказано "любит мир и стремится к миру"! Отсюда мы видим, что у Пинхаса было более цельное качество мира, чем у Аарона. В этой статье попробуем понять почему.

Примирение со злодеями - это не мир

Из недельной главы "Пинхас" возникает вопрос: почему именно ему дан союз мира? Вроде бы самое подходящее для него название - Союз ревнителей Всевышнего, Союз за спасение Израиля и т.д. - но союз мира? И именно за убийство, что по нашим представлениям прямо противоположно миру?? Но этот вопрос следует из путаницы понятий в отношении того, что такое мир. Ведь как стал истолковываться мир в течение лет? - Пожимают руку злодею (и чем больше злодей, тем больше "мир" - ведь "мир заключают с врагами"), говорят: "Шалом-салям-peace", фотографируются с ним и надеются, что злодей перестанет убивать нас.

Другими словами: в основе этого искаженного понимания стоит мысль, что примирение со злодеем - это мир.

Но у каждого человека с минимальной логикой это определение не должно пройти гладко. Ведь инстинкт говорит, что капитуляция перед злодеем и примирение с ним не могут привести ни к чему хорошему. Но большинство людей тянутся за искаженным толкованием по той простой причине, что не могут придать термину "мир" более возвышенный смысл. Поэтому вынужденно они берут важный святой термин мир и придают ему содержание, которое - и в их глазах - имеет к нему отдаленное отношение!

Первый шаг к миру - вырывание зла

То, что мы должны сделать, - спасти это слово от фальсификаций и вернуть ему истинное святое содержание. И тогда мы не только будем знать, как иудаизм определяет мир, но и получим дополнительную выгоду, так как не должны будем соединять возвышенное слово мир с презренными образами лидеров арабских убийц!

Из поступка Пинхаса, убившего Зимри и получившего вследствие этого союз мира, мы учим, что путь Торы к миру - это превращение мира в лучшее место. И первый шаг к достижению этой цели - вырывание зла и злодеев из мира. "Устранись от зла" - первый этап в превращении мира в лучшее место. Примирение же со злом, не говоря уже о капитуляции перед ним, - это прямо противоположное тому, что надо сделать, чтобы достичь мира. Мир - это не смешение добра и зла и попытка сосуществования между ними, как приучили нас думать! Наоборот. Нет сосуществования между добром и злом, нет "партнерства" между хорошими и плохими! Более того, мира нет там, где есть злодеи. Всевышний, Благословен Он, ожидает, что праведник искоренит зло из мира - "и искорени зло изреды твоей". Так - и только так - будет мир.

Пинхас не плакал

Дело доходит до того, что наши благословенной памяти мудрецы сравнивают убийство злодея с жертвами на жертвеннике, символизирующими мир: Чтобы научить тебя, что каждый проливающий кровь злодеев - как будто принес жертву" (Танхума, Пинхас А). Потому что это две стороны мира: отстранись от зла и делай добро. Нет одного без другого. И поэтому именно Пинхас был достоин того, чтобы получить завет мира, потому что когда все главы народа, включая Моше и Аарона, плакали в буквальном смысле этого слова, встал Пинхас и искоренил зло. Хоть его дед Аарон был символом любви к миру и стремления к миру, но, видно, качество истребления зла не было достаточно сильным у него. И поскольку нет мира без искоренения зла, Аарон был вынужден оставить завет мира своему внуку Пинхасу, в котором сочетались обе стороны мира. "Пока злодеи правят миром, Всевышний как будто не сидит на своем престоле" (Ялкут Шимони, Теилим, 47).

("Дарка шель Тора", недельная глава "Пинхас" 22 Тамуза 5761 - 13.07.2001)


Перевел Яков Халфин
МАОФ