Maof

Monday
Dec 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Наша столица Иерусалим - так красива в последние годы и особенно в эти летние вечера, протекающие с людской рекой от июня-июля к 9-му Ава. Почти каждый день я обнаруживаю себя - посреди дневной рутины - смотрящим на какую-то улицу, или рыночный переулок, или участок трамвайного пути и понимаю, что в заграничной поездке такой красивый вид - и даже менее красивый - подтолкнул бы меня вынуть фотоаппарат и с восхищением делать снимок за снимком. Так какое разрушение я собираюсь оплакивать на этой неделе и поститься с вечера до вечера?

В момент кризиса во время Войны Судного дня тогдашний министр обороны Моше Даян потерял самообладание и выразился об "угрозе разрушения Третьего Храма". Как известно, он ошибся по-крупному. В последующие 10 дней Израиль огромным и чудесным усилием смог вырваться из маршрута, ведшего к поражению, и победить в войне. Все же одно осталось от того горького момента - вызывающее эхо выражение "Третий Храм". Нет необходимости подниматься на Храмовую Гору, чтобы знать, что Третий Храм - в прямом смысле этого слова - еще не построен. Не надо быть подписчиком левацкой газеты "Гаарец", чтобы знать насколько далек Храм от жизни и сознания сегодняшних израильтян - религиозных и светских. Но словами "Третий Храм" Даян выразил некое историческое осознание - и даже скрытый святой трепет - укрытые тысячью покрытий цинизма, и светскости, и сухости, но звучащие в нас и выражающие наше отношение к государству Израиль.

И это тот же Моше Даян, который за 6 лет до этого в минуту кричащего к Небесам недостатка исторического сознания передал ключи от Храмовой Горы представителям Вакфа. Сейчас - мудрые задним числом - мы знаем какой редкий исторический момент был упущен. Ведь тогда сразу после Шестидневной войны мы могли сделать, что угодно. Будь тогда Бен-Гурион премьер-министром, он бы вышвырнул представителей Вакфа оттуда и поставил бы там нашу Храмовую стражу, возможно, построил бы синагогу или разделил Гору на еврейский и мусульманский участки. Мир аплодировал бы ему. С точки зрения "мира", в тот момент мы могли даже вышвырнуть Купол Скалы и построить жертвенник.

Но как в истории с АРИ и его учениками, потенциальный момент Геулы промелькнул и был упущен, и кажется, что нынешнее наше презренное положение на Храмовой Горе - это наказание за то упущение. С другой стороны, если нам будет позволено воспользоваться даяновским выражением "Третий Храм" по отношению к государству Израиль и собиранию изгнанников (кибуц галуйот), то можно сказать, что строительство Третьего Храма началось в тот момент, когда евреи поняли, что галут - уже не наказание за грехи прошлого, а новый ежедневный грех. Подобным образом и строительство Храма, каким бы далеким оно ни казалось сейчас, начнется в тот момент, когда евреи поймут, что печальное положение Храмовой Горы - уже не наказание за упущение 46-летний давности, а сегодняшний грех, каждый день, пока Храм не построен.

Никакие карлики не принесут

Дафни Лиф вновь обещает палатки и протесты летом. Трудно поверить, насколько инфантильными могут быть люди

На этой неделе Дафни Лиф вдруг вернулась откуда-то в нашу жизнь и на наши телеэкраны. "Яир Лапид", - сказала она, - "больший лжец, чем Нетаниягу. Верхом на нашей волне протеста он добрался до правительства, а оттуда он огорчает жизнь именно среднего класса, в противоречии со всеми его обещаниями". "Девочка, а может, вывод должен быть обратным? Может, тот факт, что Лапид не в состоянии выполнить свои обещания, показывает, что проблема заключается не в невыполнении, а в том, что сами обещания были неверными? Может, даже выясняется, что Нетаниягу, в сущности, не лжец и не "приятель финансовых магнатов". Ведь какой интерес у Лапида действовать против среднего класса? Многое можно сказать о Яире Лапиде, но нельзя сказать, что он глупец. Он достаточно разумен, чтобы знать, кто выбрал его, и он досточно новичок в политике, чтобы не думать, что нельзя свалить его. И если даже он не находит деньги ни у харедим, ни у финансовых магнатов, то, может, в самом деле большие деньги находятся во множестве маленьких карманов среднего класса и никакие карлики не принесут их ни из какого другого места?

Трудно поверить насколько инфантильными могут быть люди - вплоть до того, чтобы ожидать, что в течение 3 месяцев кто-то сможет произвести долгосрочные изменения в структуре экономики и в бюджете и мановением руки исправить все неладное. Эти люди в самом деле верили в упрощенческие лозунги, которые они писали на плакатах, как будто вся проблема в том, что премьер-министр хочет раздать подарки своим богатым друзьям и только надо кого-то, кто заставит его разделить пирог по-другому. С другой стороны, ведь площадь Тахрир служила вдохновением "дафнилифам", но и в Египте терпение у масс закончилось менее, чем через год после того, как они сами избрали Мурси президентом под ликующие вопли и радостные пляски.

Может, эпоха Фейсбука и Интернета делает людей примитивными и требующими немедленного удовлетворения?

Не исчез

Охотники за провалами воодушевляются от новой истории

Заключенный "X2" давит на все слюнные железы неугомонных журналистов и конкурентов программы "я узнал это до тебя". И охотники за провалами воодушевляются от новой истории, а на ТВ бросили это дело молодой тележурналистке и послали ее составить список стран, где власти скрывают заключенных и никто не знает куда и почему. Мы выглядели плохо в ее обзоре - друзьями Сев.Кореи и Афганистана, где люфи исчезают и никто не знает, где онии живы ли вообще. Скажите, вы рехнулись? Не достаточно клевещут на нас в мире? Не достаточно лжи льют на нас наши лживые враги?

Никто не скрыт и не исчез. Есть один-два заключенных, совершивших серьезные преступления в секретных областях и поэтому об их аресте и суде над ними не было опубликовано в газетах. Никто из них не был похищен и не был упрятан. Их родственники знают где они, их адвокаты встречаются с ними, их доставили в обычный гражданский (не военный) суд, где судья взвесил обвинение против них. Только СМИ не знали где они или решением суда публикация была запрещена. Это превращает заключенного в похищенного или спрятанного?

Это не вопрос "права общества знать", а только права журналистов клеветать.

("Макор ришон" 12.07.13)

Перевел Ханан Фридман
МАОФ