Обратимся сейчас к третьей - и последней - статье на тему бедуинов. Только потому что эта тема содержит в себе так много составляющих, характерных для различных общественных проблем, стоящих на повестке дня: борьба между хранящими национальные традиции и защищающими "права человека", между современным Западом и развивающимся Востоком (развивающийся - красивая замена слову "несовременный", если хотите, читайте: "примитивный". Журналист Томас Фридман назвал это "Лексус" (престижный автомобиль фирмы "Тойота) против оливкового дерева. Мне выпало побеседовать с ним об этой его книге в 2003г., когда он снимал тут фильм о "разделительном заборе". Он с американской вежливостью спросил, что я думаю об этой книге (The Lexus and Olive Tree), и я с известной израильской вежливостью ответил ему, что он не имеет понятия, что такое масличное дерево).
На прошлой неделе мы занимались ответом на вопрос, заданный бедуинам и их представителям: если вы выставляете требования, вытекающие из вашей принадлежности к либеральному демократичному государству закона, то как охарактеризовать ваше участие в этой демократии и следование законам этого государства? Начиная с законов о планировании и строительстве и кончая законами, запрещающими полигамию и межплеменную кровную месть.
Первый ответ заключался в элегантном увиливании от ответа, как мы рассказывали на прошлой неделе. Второй ответ отличался сущностно - я услышал его своими ушами от молодой адвокатши - светской либеральной арабки, с воодушевлением прочитавшей нам лекцию о попранных правах бедуинов, при этом не покраснев и не заикнувшись, отвергая наши замечания о проблемных матримониальных привычках ее клиентов (многоженство).
"И мне мешает отношение к женщине в арабском и бедуинском секторе", - сказала она. - "Но когда я думаю о том, что переживает бедуинский мужчина и как истеблишмент унижает его, я не могу предъявлять претензий к мужчинам".
С чего бы это? На протяжении всего занятия бедуинской проблемой мотивы левацких организаций, помогающих бедуинам, вызывали у меня подозрение. Я подозревал, что не в меньшей степени, чем они помогают бедуинам, они пытаются заручиться поддержкой бедуинов для реализации своих целей. Эзотерические академические термины в их исполнении слышались как цитаты из Священного писания в устах энтузиаста-миссионера.
Нет ничего плохого в академических исследованиях об эксплуатации и ущемлении "аборигенов" (еще один термин, услышанный нами там). Наоборот, важно исследовать такие вещи, но если вы беседуете с целью решить реальные проблемы бедуинов, вы должны знать: разговариваете ли вы с политиками или со жрецами некоей религии. Представьте себе, что на обсуждении в генштабе по подготовке армии к будущей войне один из участников начал бы цитировать книги пророков о преимуществе духа и боязни Небес по сравнению с военной силой (или отрывки из книги "Йоэль Моше" о теологической опасности сионизма). Так я себя почувствовал, когда в ответ на вопрос о многоженстве среди бедуинов получил цитаты из пост-колониалистских мульти-культурных священных писаний левацкого общества.
Это не значит, что не надо сочетать решение реальных бедуинских проблем с терапией шока арабского общества от его встречи с модернизмом. Чувствительность - это очень хорошо. Но если вывод из разговоров об "ударе по статусу мужчины в бедуинском племени" будет заключаться в терпимости к угнетению и убийству бедуинских женщин внутри их племен - то это никакая не "чувствительность". Так что же это? Возможно, левацкая европейская, пост-колониальная повестка дня (заодно пост-христианская) с поклонением новому святому - человеку Востока, черному, угнетенному, по отношению к которому у Запада невосполнимый долг.
Это та европейская религия, которая сомневается является ли Хизбалла террористической организацией, но у нее нет сомнений, что надо помечать продукцию поселений - врагов мира и регионального урегулирования. Думаете, я преувеличиваю? Подождите, пока услышите молодую образованную либеральную арабку, игнорирующую страдания ее сестер, или высокопоставленного деятеля партии Авода ("партии, создавшей государство"), полагающего, что выводы комиссии Правера - это план "евреизации Негева", что в свою очередь является не менее, чем "фашизмом". Такая цитата.
("Макор ришон" 26.07.13)
Перевел Моше Борухович
МАОФ
См.также
На Юге ничего нового
О бедуинах и общественном диалоге, часть 2