СМИ занялись картой национальных приоритетов, утверждённой на этой неделе правительством, и было совершенно очевидно и ожидаемо, что это их занятие будет носить манипулятивный характер. Порой, когда все пишут в точности одно и то же, из этого можно узнать, что они все правы. Порой же в такой момент стоило бы хорошенько перечитать материал, дабы увидеть, не идёт ли речь о вспышке заразного подстрекательства. И теперь, после того, как вы получили яркие заголовки, где приводятся поселения, вошедшие в списки, а напротив - периферийные города, выведенные из списка, - вот вам потрясающий рассказ, коего вы нигде не читали. Среди 6 с чем-то сотен посёлков, фигурирующих на карте национальных предпочтений, оказалось такжe и более 30 бедуинских посёлков. Часть из них в приличном состоянии и вполне законны, но есть и другие. Выясняется, что в списке получающих льготы фигурируют 28 племен, осевших в неузаконенных местах. Речь о людях, создавших деревню на землях, им не принадлежащих, строящих дома без получения полагающихся разрешений, без прохождения требуемых процедур. И вот теперь правительство приходит и награждает их премией. Возьмём для примера племя Аль-Финиш. Большая часть этого племени проживает в Рахате, совершенно законном населённом пункте, тоже включённом в карту национальных приоритетов. Остальные же представители этого племени живут восточнее Хуры, хотя уже давно государство издало ордера о выселении. Вам кажется логичным, что они получат льготы за проживание там? А вот ещё пример. Племя Масудин аль-Азазме осело в Рамат-Ховаве, и государство вот уже долгое время пытается убедить их покинуть это место – из-за санитарных проблем. Одной рукой бедуинов пытаются убедить уйти из этого места, а другой рукой даруют им льготы за пребывание тут. Не правда ли, потрясающая логика?
Или вот вам – племя Абу-Алькиэйн. Подавляющее большинство представителей этого племени перебрались, согласно предложению государства, в специально подготовленные для них кварталы в Хуре, входящей в карту приоритетов. По поводу некоторых, отказавшихся переезжать и закрепившихся незаконным образом на землях племени, был приговор суда, по которому они обязаны освободить территорию – зато сейчас они получили льготы! В ряде случаев правительство утвердило внесение в карту приоритетов не посёлок, где проживает эта хамула, но саму хамулу или племя как таковое. Проблема в том, что слишком много раз речь шла о расколовшемся и рассеявшемся по всему Негеву племени. Такое племя, как, например, Джанбейб, все члены которого поселились в незаконных местах. Часть из них – возле Рахата, иные возле Тель-Арада, ещё группа – рядом со Сде-Бокер, а ещё компания в районе Димоны, ещё – неподалёку от Мицпе-Рамон. Неужели каждый преставитель Джанбейб, где бы он ни жил, получит помощь только из-за своей фамилии?
Кстати, эту манипуляцию, избранную газетами и провёрнутую ими с пеной у рта – главным образом этим занялась «Йедиот Ахронот», - задавшими вопрос, почему льготы достаются поселенцам, а не Кирьят-Гату, можно было бы сформулировать иначе, выразив при этом удивление: почему Кирьят-Гат оказался вне списка, а Наалаль, Тель-Адашим или Мишмар-а-Эмек – в списке? Разве тут речь идёт о посёлках, страдающих от Касамов? Неужели члены кибуца в Мишмар-а-Эмек мучимы голодом и вынуждены побираться по мусорным ящикам?? Неужели они в действительности удалены от центра Страны?
В «Йедиот Ахронот» особо подчеркнули: «Вместо того, чтобы помочь слабым городам Израиля, правительство предпочло внести в списки населённых пунктов национальных приоритетов изолированные поселения и экономически состоятельные посёлки». Кроме того, газета снабдила статью таким заголовком, чтобы каждому было ясно, что это за благоустроенные централизованные посёлки. Так кто же в этом списке? Беэр-Ганим, Бней-Дкалим, Ганей-Таль, Нецер-Хазани и Ницан. Да-да, пять поселений изгнанников из Гуш-Катифа - ведь и через восемь лет после того, как их выкинули из их домов, кое-кто продолжает видеть в них «поселенцев», а может, их посёлки «экономически состоятельными». А между прочим, согласно таблице можно видеть, что касательно присоединения мошава Шалва к спискуобладающих национальным приоритетом «Йедиот Ахронот» имеет повод для критики. Этот мошав, если кто не знает, находится рядом с Кирьят-Гатом, но для кого-то в «Йедиот» само его название ассоциируется с чем-то, сильно напоминающим изолированное поселение. У «Йедиот» были претензии и по поводу того, что Умм эль-Фахм выведен из списка, но не нашлось места отметить, что в списке есть 126 посёлков нац.меньшинств - это почти пятая часть от получающих льготы.
Если принять в расчёт Бейтар-Илит и Эфрат, выведенные из списка – при этом посчитать взамен внесённые в список маленькие поселения, становится и слепому ясно, что десятки тысяч поселенцев, которые до вчерашнего дня наслаждались национальными приоритетами, больше их не получат. Казалось бы, для тех, кто всё время талдычат, что поселенцы сжирают государственные денежки – какой бы это был праздник! Этому можно было бы предпослать такой крупный заголовок! Что-то в духе: «Десятки тысяч поселенцев больше не получат льгот!» Но этого, разумеется, не произошло.
Ну, и последнее примечание для сотрудников «Йедиот Ахронот», почему-то решивших, что Сансана – маленькое изолированное поселение. Оно располагается как раз на зелёной черте, в 3 километрах от дома бывшего лидера МЕРЕЦ Хаима Орона в кибуце Лаав, в 6 километрах от перекрёстка Шокет, а вокруг него – целый ряд бедуинских племён, получающих все льготы без того, чтобы газета всей страны узрела в них нечто удалённое и изолированное.
(«Макор ришон» 09.08.13)
Перевела Фаня Шифман
МАОФ