Maof

Wednesday
Dec 25th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Законопроект об иностранном финансировании амутот второй раз на повестке министерской комиссии по законодательству, на этот раз в сильно ужатом виде. Но это не мешает юридическому советнику правительства противиться, а министру юстиции подать апелляцию

Полтора года назад мы подробно описывали бурные дебаты в министерской комиссии по законодательству вокруг законопроектов об амутот, действующих при финансировании иностранных правительств. Тогдашние законопроекты были жесткими, юр.советник правительства и министерство юстиции резко противились, что привело к тому, что даже после утверждения в комиссии премьер-министр лично заморозил законопроекты.

Теперь законопроект вернулся в комиссию в смягченном виде, но шум в СМИ вокруг него не уступал прошлогоднему. Под законопроектом подписались Аелет Шакед (Байт йегуди) и Роберт Илатов (НДИ), и нынешний вариат всего лишь требует обложить 45% налогом пожертвование, полученное израильской амутой от иностранного правительства, если цели амуты включают: призывы отдать солдат ЦАХАЛя под международный суд; призывы к бойкоту Израиля; отрицание существования Израиля как еврейского и демократического государства; расистское подстрекательство; поддержка вооруженной борьбы против Израиля. Многие скажут, что это легкое финансовое наказание, особенно по сравнению с законами в других странах. Но министры от Еш атид (партия Лапида) и Тнуа (партия Ливни) думали иначе.

Первым на заседании комиссии выступил зам.юр.советника Ави Лихт, заявивший, что нелогично, чтобы чиновник Налогового управления ограничивал свободу слова этих амутот. "Трудно такими способами предотвратить вмешательство зарубежных правительств во внутриизраильский общественный диалог", - говорил он министрам. Он добавил, что хоть часть целей/выражений, которые законопроект пытается запретить, считаются крайними, но все же позволенными в демократическом государстве. Поэтому речь идет о нарушении свободы слова.

"С точки зрения юр.советника правительства, речь идет о неконституционном законопроекте и поэтому мы не сможем защищать его в БАГАЦе", - заявил Лихт. - "Представителям юр.советника также будет трудно защищать этот законопроект на международных форумах".

Ликудовским министрам Гидеону Саару и Лимор Ливнат этого хватило. "У меня впечатление, что Вы не находите ничего хорошего в законопроекте", - отреагировал Саар. - "Не может быть такого, чтобы пришли представители юр.советника и сказали, что все написанное тут неконституционно. Это просто недопустимо. Можно обсуждать предложить что-то, что кажется вам лучше, но недопустимо сказать, что все неконституционно". Министр Ливнат цинично заметила, что любая связь между словами Лихта о представительстве страны на международных форумах и юридической позицией - случайная. "При всем уважении к юр.советнику", - сказала она с горькой усмешкой, - "но и министры присутствуют на международных форумах. Это не довод, который должен приводить юр.советник".

Министр Ори Орбах представил представителям юр.советника следующую дилемму: "Возникает вопрос: как государство должно защищать своих солдат?" - Ответ Лихта показался министрам увиливающим: "И в прошлой редакции нам в оффисе юр.советника не нравился законопроект. Но мы готовы были согласиться с базовым предположением, что желание предотвратить вмешательство иностранных правительств в общественный диалог - это достойная цель". Но при этом не разъяснил, как, по мнению юр.советника, верно сделать это.

На этом этапе мешался министр финансов Яир Лапид: "Я хочу подойти к вопросу с другого угла", - сказал он и облек себя важным выражением лица. - "В конечном итоге речь идет о цензуре. Есть недостойные организации, ведущие пропаганду против Израиля. законопроект пытается наказать их, но налогообложение не может быть наказанием", - на мгновение он казался очень довольным своими словами. "Ты ошибаешься в самой сути", - стер Яир Шамир (НДИ) улыбку с его лица. - "В прошлом я просил пожертвование от некоей французской организации. На пожертвование был наложен 40% налог во Франции, потому что оно предназначалось для проекта за "зеленой линией" - продемонстрировал Шамир, как налог может быть наказанием в других местах. - "То же самое в Англии", - добавил он.

На этом этапе Саар и Ливнат взяли дело в свои руки и попытались прийти к компромиссу по формулировке законопроекта, чтобы позволить его утверждение в комиссии. Они предложили сократить число критериев, в результате которых амута подпадает под действие закона. Кроме того Саар предложил, чтобы комиссия утвердила законопроект только к голосованию в предварительном чтении, после чего законопроект вернется в министерскую комиссию.

Присутствовавшие на заседании министры рассказывали насколько они были удивлены поведением министра юстиции Ципи Ливни (Тнуа). По ее словам в начале заседания можно было понять, что она понимает важность законопроекта. По словам одного из министров: "Но под конец заседания она вдруг резко выступила против и еще до того, как мы продвинулись 2 параграфа в повестке дня, мы уже увидели сказанные ею слова на нескольких Интернет-сайтах". При голосовании по урезанному законопроекту было большинство "за" министры от Ликуда, НДИ и Байт йегуди поддержали, министры от Еш атид и Тнуа против. Разумеется, Ливни подала апелляцию и предотвратила продвижение законопроекта.

("Макор ришон")


Перевел Яков Халфин
МАОФ