Во вторник - в день тройных похорон в Модиине и ракетных обстрелов на Юге - исполнились 20 лет со дня прибытия сюда ясера Арафата (1 июля 1994г.) Да, уже минули два десятилетия с тех пор, как весь сектор Газы вышел на встречу обер-террориста, а во всем израильском лагере мира было ощущение Освобождения.
Жертвы террора были и до того летнего дня, радостного для поклонников Осло, но ракетные обстрелы Юга - это явное ословское новшестсво. После окончания Шестидневной войны до прибытия Арафата не упала ни одна ракета в Западном Негеве. В Сдероте, Ашкелоне и Нетивоте царили покой и тишина. Никто не думал о необходимости противоракетных батарей. Сегодня уже нельзя без них.
Израильские представители-пропагандисты за границей получают лист с количеством ракет и минометных снарядов, выпущенных из Газы с начала 21-го века. Примерно 12 тысяч. Наши представители всегда напоминают это в любом интервью и тут же задают вопрос: а вы бы смирились с 10 тысячами ракет на Британию/Францию и т.д.?
Разумеется, ответ отрицательный, но печальный факт заключается в том, что мы примирились. Уже 13 лет как мы привыкаем. Реакция Израиля на обстрелы никогда не была соответствующей. Уже на первые минометные обстрелы отвечали, колеблясь. Теории "низкого уровня конфликта", сдержанности и зигзаги пробили бреши в нашей устрашающей сдерживающей мощи. Если бы уже на первый обстрел последовал бы мощный удар, то мы не дошли бы до нынешней ситуации, но наши лидеру полагали, что "сдержанность (ипук) - это сила" и что предпочтительнее прислушиваться к разуму, а не к чувствам.
Архивные поиски показывают, что первый минометный снаряд был выпущен 30.01.2001 - в конце каденции Барака. Тот снаряд попал в дом семьи Нахум в Нецарим, обошлось без убитых и раненых. "Мы спаслись чудом", - цитировали газеты Алону Нахум. Тамошние поселенцы всегда упоминали чудо. Они думали, что останутся навечно, но не учитывали усталость материала в наших кабинетах власти. Герои Гуш-Катифа ошибочно полагали, что все герои.
Кстати, в секторе Газы тогда правила ПА. Она, а не Хамас располагала минометами. Пресс-секретари ООП заявили в тот день (30.01): "Мы полагаем, что Шарон победит Барака на выборах, и обстрел предназначен просигнализировать ему, что мы не опасаемся варианта, что он ужесточит реакцию на интифаду".
Первый минометный снаряд упал внутри "зеленой черты" (на Сдерот) через два с половиной месяца - уже после победы Шарона. 16.04.2001 около 4 чаов пополудни 2 снаряда упали - как символично - в районе им. Рабина в Сдероте. "Мы превратились в Кирьят-Шмону", - сказал редактор Сдеротской газеты Арье Коэн. Кто думал тогда, что Сдерот займет место Кирьят-Шмоны в качестве символа охоты на уток? Инстинкт отторжения подталкивал жителей и власти надеяться, что речь идет больше о курьезе, чем о поворотной точке. Самая известная жительница города манекенщица Мири Бохадна рассказывала, что приятель позвонил ей, чтобы она не пугалась, но снаряды упали в Сдероте. "В первое мгновение я не поверила. Думала, что он разыгрывает меня. Минометный обстрел Сдетота?" Представители министерства обороны и военные комментаторы говорили об "обострении".
Один высокопоставленный газетный комментатор постановил на следующий день, что "есть нечто провокативное вплоть до глупости в этих минометных обстрелах. Неужели кто-то в руководстве ПА настолько глуп, что верит, что падение нескольких снарядов в окрестностях Сдерота вынудит правительство Израиля ослабить свою позицию и политику?" Как он ошибался.
Неудобно говорить, но правые немного радовались. Противники Осло надеялись, что осколки снарядов станут ударом по идее территориальных уступок и прояснят всему обществу, что единственный путь покончить с террором - это уничтожить его. И вроде бы на следующий день после обстрела Сдерота ЦАХАЛ начал широкую операцию против инфраструктуры террора в секторе. Ком.территориальной дивизии Яир Наве заявил, что его части останутся там "дни, недели и даже месяцы". Это заявление вызвало реакцию и тогдашний американский гос.секретарь Колин Пауэлл потребовал от Израиля немедленно отступить. Шарон повиновался. Это было одно из самых поспешных свертываний израильского правительства перед американскими требованиями. Как обычно, это сопровождалось пустой риторикой. Высокопоставленные военные говорили, что "если палестинцы продолжат обстрелы, то мы продолжим "откусывать" от территории автономии".
Но палестинцы продолжили обстрелы. Через 2 дня после отвода сил ЦАХАЛя были выпущены 13 минометных снарядов по Нир-Ам - и на этот раз почти без реакции. В секторе Газы ни разу не проводилась основательная операция по зачистке типа "Защитной стены". Но в Западном Негеве прошла основательная опереацию по бетонированию и бункеризации. Если полистаете газеты той недели, когда был выпущен первый снаряд, то обнаружите, что уже тогда начались переговоры между мэрами и правительством о массовом строительстве убежищ. Как много бетона вылилось там с тех пор, как мало сдерживающей устрашающей силы.
("Макор ришон" 4.07.2014)
Перевел Яков Халфин
МАОФ