Во вторник 12 мая президент США Барак Обама дал развернутое интервью изданию Аш-Шарк аль-Аусат, посвященное политике США на Ближнем Востоке. В интервью Обама, в частности, заявил, что "он никогда не откажется от надежды на решение арабо-израильского конфликта на основе принципа двух государств".
"Именно поэтому, — подчеркнул американский лидер, — Америка так тяжело работает и продолжит работать, пытаясь добиться завершения оккупации".
Президент США констатировал, что Израиль и палестинцы в настоящий момент "не готовы продвигаться к соглашению".
"После прекращения переговоров и после операции израильской армии в Газе, — посетовал он, — особенно трудно добиться прогресса". И призвал новое правительство Израиля и Палестинскую администрацию "сделать необходимые шаги в правильном направлении".
Обама заявил также о своей уверенности, что "достижение мира возможно, и это соответствует интересам национальной безопасности США".
Незадолго до того, как Обама дал это интервью, госсекретарь Соединенных Штатов Джон Керри пытался встретиться с Нетаниягу, чтобы выяснить, "остаются ли в силе обещания, полученные от премьер-министра ранее".
В ответ на просьбу Керри глава израильского правительства пояснил, что сейчас — "неудачный момент для такого визита", и что "разговаривать можно будет после формирования правительства".
Как известно, Нетаниягу в интервью сайту газеты Маарив, за день до выборов, сказал, что обязуется "не создавать палестинское государство", если он будет вновь избран премьером.
По мнению наблюдателей, именно с этим заявлением, вызвавшим настоящую бурю в американской администрации и в ЕС, связано желание Керри побеседовать с Нетаниягу.
В рамках реакции на данное заявление Нетаниягу можно рассматривать и обнародованное 13 мая письмо высокопоставленных европейских политиков верховному комиссару ЕС по внешней политике Федерике Могерини с требованием предпринять "новые, более агрессивные шаги для возобновления дипломатического процесса". Речь идет об ужесточении давления на Израиль, в частности, о расширении масштаба маркировки товаров, произведенных в поселениях Иудеи и Самарии.
Авторы письма возлагают ответственность за стагнацию в "дипломатическом процессе" исключительно на правительство Израиля и его главу Биньямина Нетаниягу, "отказавшегося от политического разрешения конфликта".
Комментарий
Интервью президента США арабской газете, которое цитируется выше, имеет весьма примечательный заголовок: “...Мы готовы всеми силами защищать наши интересы на Ближнем Востоке”. В оригинале на английском это заявление американского лидера звучит еще решительнее: “...We are prepared to use all elements of our power to secure our interests in the Middle East”. Из чего можно сделать вывод, что суть ближневосточной стратегии США, “всеми силами отстаивающих свои национальные интересы” в регионе — массированное давление на новое правительство Израиля, чтобы всеми доступными американскому президенту средствами вынудить его продолжать действовать в направлении создания “палестинского государства”, совершая катастрофическую ошибку.
Напомним, что речь идет о ключевой фразе из тезисов знаменитой (и как теперь уже ясно — печально знаменитой) программной речи Биньямина Нетаниягу в Бар-Иланском университете 14 июня 2009 года. Тогда он говорил, что Израиль “согласится на создание Палестинского государства” на определенных условиях (израильский контроль над палестинским воздушным пространством и портами, отказ палестинского государства от полноценной армии и тяжелых вооружений, частичный контроль над границами палестинского государства и т.д.).
“Ограничения”, заявленные Нетаниягу, палестинцы подняли на смех. Не восприняло их всерьез и международное сообщество. А от всего заявления, с точки зрения арабов, “осталось” впервые за всю историю Израиля высказанное израильским лидером четкое согласие на признание “права палестинского народа” на создание своего государства на территории между морем и Иорданом.
С тех пор прошло уже шесть лет, в течение которых ВСЯ международная политика в ближневосточном регионе основывалась именно на этом тезисе Нетаниягу и апеллировала к нему. Согласие Израиля на создание палестинского государства на израильской земле приобрело статус едва ли не международного закона, нарушить который отныне Израиль не имеет права.
К этому же заявлению, как видим, апеллирует сейчас и американская администрация, требуя от Нетаниягу “разъяснений” по данному поводу.
Такова цена допущенной Нетаниягу ошибки (как он сегодня и сам признает).
Что касается президента США, сделанные им в последнее время заявления, включая и цитируемое выше, свидетельствуют, что Обама все более отдаляется от образа “сдержанного про-исламистского лидера”. И все с большей откровенностью принимает сторону смертельных врагов Израиля, к каковым, собственно говоря, всегда принадлежал и он сам.
Перспективы
Но означает ли это, что у Израиля и его лидера нет выхода, кроме как покорно следовать навязываемому “спонсорами мирного процесса” губительному курсу на создание “палестинского государства” под понукания “решительно настроенного” президента США и стран ЕС?
Отнюдь нет. Трудно отделаться от мысли, что “решительность” Соединенных Штатов Америки и Евросоюза, проявляемая ими сегодня по отношению Израилю — лишь следствие растерянности, слабости и нерешительности самого Израиля, все еще не сказавшего решительное “нет” той лжи, на которой основаны требования США и Европы, касающиеся “палестинского государства”.
Тем не менее, нам представляется, что немаловажным шагом на пути выхода из ловушки, в которую себя (вместе со своей страной) загнал израильский премьер, становится публичный отказ Нетаниягу от основного тезиса Бар-Иланской речи. Этот отказ премьер, так же, как и когда-то тезис о “палестинском государстве”, снабдил рядом оговорок. О том, что “время для создания палестинского государства еще не пришло” и что “рука Израиля, предлагающая палестинцам мир, всегда протянута” и т.д. Однако США и ЕС (будем надеяться, совершенно справедливо!) усвоили и восприняли главную мысль заявления Нетаниягу: от идеи “палестинского государства” в пределах Земли Израиля между морем и Иорданом он — отказался.
Те, кто в Израиле и в мире надеется, что Нетаниягу очень скоро отступит от своих слов и покорно возьмется за создание палестинского государства, не учитывают стратегические сдвиги в сознании израильского общества, общий вектор настроений в котором полностью противоречит тому, чего пробуют добиться от израильского лидера сегодня США и ЕС. Возвращения к временам, когда господствовал тезис “мир в обмен на территории”, не будет. Ибо оно не имеет под собой никакой общественной базы. Попросту говоря, люди, живущие в Израиле (за исключением узкой “религиозной” секты “Свидетелей Мирного Процесса”) более в этот тезис не верят. И все последние события, включая войну в Газе, никоим образом не приближают их к слепой вере в этот фальшивый и ложный посыл.
Можно также с уверенностью сказать, что дальнейшее давление на лидеров Израиля в направлении реализации уже отвергнутых ими политических идей, бумерангом вернется на головы тех, кто считает силу политического давления достаточной для манипуляций политикой целой страны. Возможная реакция в Израиле на давление, осознаваемое большинством населения как враждебное и наносящее вред национальным интересам Израиля (а есть и такие интересы — к сведению увлеченно защищающего сомнительные “национальные интересы” США на Ближнем Востоке, Б. Обамы!) сегодня может быть двух видов:
1. Конфронтация официального Израиля с силами, осуществляющими внешнее давление, при консолидации израильского общества в поддержку правительства.
2. Уступка Нетаниягу внешнему давлению, которая (в виду катастрофического характера ее последствий) приведет к политическому обновлению всего руководства страны. И приходу к власти в Израиле сил, которые, обладая в должной степени еврейской национально-религиозной идентификацией, положат конец нынешнему положению дел. Официально заявив о выходе Израиля из соглашений Осло и об окончании эпохи признания политических претензий арабов на Землю Израиля. И будут настаивать на возвращении еврейскому народу всей территории Эрец Исраэль — в соответствии с правообразующими решениями Лиги Наций и конференции в Сан-Ремо в 1920 г.
Американская администрация (а вслед за ней — и ЕС) не видят в своей слепоте рубежи “Нового Ближнего Востока”. Не по модели “безумного миротворца” Шимона Переса, но — в рамках нового этапа еврейского национального возрождения. И мировое сообщество своими попытками “вернуть Израиль за стол переговоров с палестинцами” способно лишь значительно ускорить данный исторический процесс.
evrey.com