(К вопросу о возможной организации «случайных» действий)
Зри в корень!
Козьма Прутков
Последние два месяца в Израиле резко участились террористические атаки со стороны местных арабов. В ход пущены ножи, автомобили, даже ножницы. Против израильских автомашин используют камни, известное «оружие пролетариата», и единственное, что сохранило имя когдатошнего председателя Совнаркома (главы правительства) СССР – «коктейли Молотова». (1) Характерной чертой происходящего стала его «молодость» - в войну с арабской стороны в качестве основных исполнителей включились подростки обоего пола, начиная с 13 лет. А чтобы нарушить «детско - молодёжное» однообразие, на магазинного охранника бросилась с ножом и «зрелая дама» - арабка 72-х лет.
Во многих атаках обращала на себя внимание исходная безнадёжность позиции террориста – он (она) атаковывали солдат, которые террориста уничтожали. По сравнению с войной Осло результативность террористических атак пока, слава Богу, весьма низкая. Как правило, нападающий в ходе атаки или после неё оказывается убитым. Только в нескольких случаях жертвы избирались посильные, а именно весьма пожилые люди. (2) Область осуществления терактов заметно расширилась. Они происходили и происходят в основном в Иерусалиме и его окрестностях, но докатились как до Тель-Авива, так и до более далёких мест. Было даже несколько случаев ножевых атак против евреев и в далёком зарубежье, включая США.
Террористическая война против Израиля давно уже стала источником существования арабского бандитья в Иудее, Самарии и Газе. Трактуемая леваками и полезными идиотами во всём мире как проявление страданий «палестинского народа, стонущего под игом сионистских захватчиков», эта война обеспечивает постоянные денежные вливания и в то, что называется «палестинской автономией», и в тех служащих ООН (а их примерно 20000 человек!), что распределяют деньги так называемых доноров. Очевидно, что основными выгодополучателями являются вожаки бандитов.
Террористическая война против евреев и Израиля началась фактически до его образования. Периодически она обострялась, принимая характер сначала полномасштабной войны, как это было в 1948, сразу после провозглашения Израиля, а также в 1956, 1967 и 1973 годах. Известнейший физик-теоретик и крупный политический деятель нашей страны, профессор Ю. Нееман давно отметил, что обострения отношений с буйными соседями происходят с периодом в примерно десять лет. В эту закономерность вполне укладывается Ливанская война 1982 года. Несколько выбиваются из точной цикличности всевозможные интифады, особенно первая, называемая «интифадой камней», начавшаяся уже в 1987. Но «война Осло» (2000-2005) восстановила закономерность.
В наших с покойным проф. М. Е. Перельманом статьях (3) этой цикличности давалось объяснение. Она связывалась с особо сильной восприимчивостью психики ребёнка к влиянию важных событий, происходящих, когда ребёнку примерно 13 лет. На основе этих соображений я писал в статье «Так быть ли третьей интифаде?» почти три года назад: «Значительная часть арабской молодёжи, как в Израиле, так и в автономии, к третьей интифаде готовы. Это отнюдь не означает, что я считаю наступление уже назревшей интифады неизбежным. Она может быть сорвана продуманными, быстрыми и решительными действиями служб безопасности Израиля и его армии. Если же она начнётся, её подавление должно быть столь энергичным, а освещение в СМИ, по меньшей мере, Израиля столь правдивым и, тем самым — однозначным, чтобы сегодняшние тринадцатилетние получили импрессинг (4) безоговорочного поражения, и тяга к «ещё раз, ещё много, много раз» на ближайшие десятилетия среди них исчезла».
Однако настоящая заметка касается не только того, что, пусть с очень небольшой временной задержкой, подтверждаются предсказания. Хочу обратить внимание на ту возможность, что происходящие события имеют в своей основе и нечто иное, помимо «энтузиазма тринадцатилетних», разожжённого успехами борьбы с Израилем в начале войны Осло в 2000 г, и вдохновением от про-арабского толкования результатов 2ой Ливанской войны как первой мощной победы террористов в столкновении с израильской армией.
Поначалу, данное обострение связывалось с циркулирующими среди арабов слухами, будто Израиль решил снести мечеть Аль Акса, стоящую на Храмовой горе в Иерусалиме. «Разгневанная» молодёжь похватала камни, бутылки с коктейлями Молотова, засела в мечети, переломала там многое из попавшего под руку, и села ждать израильскую полицию или даже «военщину». Насколько понимаю, эгого не дождались, а то, что разгневанная молодёжь самим своим присутствием в мечети «религии мира», эту мечеть и религию компрометирует, ускользнуло от внимания мировой общественности.
Затихла история с Храмовой горой, но начались нападения на евреев в разных частях Иерусалима, в других городах, на дорогах, в которых дети были не просто участниками стай камнеметателей, а основными действующими террористами, вооружёнными ножами. Не было ни впечатляющих общих выступлений, ни стремительного нарастания активности атак. Интифада как мощное движение 23-26-летних молодых людей, не возникала. А поверить, что побудительным мотивом для 13-14-летнего подростка взять нож и бросаться на солдат служит слух о возможном захвате евреями Аль Аксы, трудно. Или понять, зачем ехать на автобусе эдак час из одного города в другой, чтобы найти себе жертву. Трудно избавиться от мысли, что обычное анти-еврейское воспитание в арабской школе едва ли вызывает всплеск столь необычного террора. Скорее, в голову приходит мысль, что ребёнок с ножом, бросающийся на военных – телегеничный кадр, прекрасно иллюстрирующий «отчаяние доведённого до ручки народа». Но «порабощённый народ» в целом явно не «поднимается».
Однако, несмотря на усилия полиции и армии, не удавалось и не удаётся до сих пор, снизить интенсивность террористических атак до, увы, привычного для жителей Израиля уровня. И это несмотря на то, что силы безопасности явно получили куда большие, чем обычно, права в борьбе с террористами, а также и то, что еврейское население, вне армии и полиции, проявляет заметную активность в этой борьбе.
Абу Мазен сейчас в затруднительном положении – заголовки в новостных блоках мировых информагентств – для него и его шайки - основной источник существования, а потому именно они суть основная цель борьбы. С другой стороны, у него обнаружился мощный конкурент по захвату привелигированных мест в СМИ. Это Россия, воюющая в Украине и Сирии. Так иногда в жизни и истории получается, что привычный и стойкий, проверенный годами, источник поддержки начинает буквально «отбивать хлеб». Это ставит перед здешним Абу дилемму «Начинать иль не начинать?» Сомнительно, чтобы он сделал выбор «начинать сейчас и здесь». Так или иначе, но информация о «детях – героях» за всё это время не захватила первые полосы СМИ. А это явно не способствует «кормлению» руководства бандитов.
Анализируя сложившуюся ситуацию, премьер Израиля Б. Нетаньяху и министр обороны М. Яалон назвали происходящее «террором одиночек», подчёркивая несвязанность и разрозненность террористических атак, и объяснили происходящее антиеврейским воспитанием в арабских школах. Несомненно, это важный, однако постоянно действующий, фактор. Но теракты последнее время осуществляли и вполне взрослые арабы, работавшие в Израиле и до совершения нападения на евреев в преступной деятельности вовсе не замеченные. Что их, не молодых и не легко внушаемых, заставило взять оружие? Допускаю, страх перед угрозами «активистов».
Израиль, на мой взгляд, уделяет явно недостаточно внимания безопасности тех, кто на него работает или с ним сотрудничает. У нас на памяти картины садистских расправ арабского хулиганья с «пособниками Израиля». Думаю, что это обязанность израильской полиции и службы безопасности обеспечить защиту тем, кто к нашей стране помогает, или даже к ней открыто лоялен. Должно быть гарантировано «ночное право», т.е. ситуация, когда бандиты не могут шантажировать лояльного к Израилю араба, угрожая сжечь его дом, лавку, убить или искалечить членов семьи, если он не пойдёт по их приказу, и не убьёт еврея. Сейчас нередко слышишь, что в тот или иной район, населённый арабами, израильская полиция опасается войти, чтоб навести порядок. Это ситуация определённо должна быть кардинально изменена.
Вообще, сегодняшнее обострение террористской войны представляется не набором случайных выплесков эмоций отдельных бандитов разного возраста, а продуманной, тщательно организованной атакой, маскирующейся под террор одиночек. Её цель вижу в том, чтобы связать руки израильской армии и полиции, сделать невероятным вмешательство Израиля в события, происходящие сегодня в Сирии, как бы они не развивались.
Сегодня именно Ближний Восток, в целом, но Сирия в первую очередь, стали центром внимания и даже военных столкновений. Здесь, из-за бездействия в войне против Асада, вызванного целой чередой вето России в СБ ООН резолюций, требующих его ухода сначала как наследного диктатора (династии уже 40 лет!), а затем как массового убийцу, резко усилилось мусульманское образование ИГ, прославившееся своей демонстративной жестокостью. Однако и до сих пор, по числу убитых в ходе гражданской войны, которую Асад ведёт при помощи России против своего народа уже четыре года, Сирия со своими примерно 300000 убитых, как минимум, на порядок опережает «успехи» в этом деле ИГ.
Сравнительно недавно Россия начала бомбить позиции так называемых повстанцев и ИГ в Сирии. Бомбёжкам в Сирии способен помешать Израиль, который не может и не хочет допустить прямую передачу российского оружия Хезболле. Собственно, он предупреждал, что такой передачи не допустит. По слухам, именно самолёты Израиля атаковали и взорвали склады Хезболлы в окрестностях Дамаска 12 ноября. К тому моменту шёл уже 42-ой день российских бомбёжек. Стало ясно, что «блиц-криг» не состоялся, и ангелам-хранителям сирийского президента может помешать Израиль. В такой ситуации у друзей этого «ангела-хранителя» возникает естественное желание – вывести Израиль из игры. Простейший способ сделать это, не вступая в прямую конфронтацию со страной, имеющей больше 400 одних только истребителей и истребителей-бомбардировщиков (5), да и оказавшейся сейчас для России практически единственным открытым в западный мир окном, это организовать террористическую войну против Израиля.
Вполне допускаю, что подобной операцией является «интифада ножей». На первый взгляд, её организация требует огромных усилий при планировании и координации. Ведь организовать совокупность «случайных» атак буквально по всей стране куда сложнее, чем «купить» строго локальные беспорядки. Однако усилия действительно огромны, если надо сдвинуть с места систему равновесную или близкую к стабильности. Но сообщество местных арабов отнюдь не равновесно, а близко к неустойчивости. Здесь «случайная дестабилизация» совсем не невероятна. В какой-то мере цель достигнута, внимание правительства, полиции и армии в большой мере направлено на внутри-израильскую ситуацию. Однако добиться того, чтобы «земля горела под ногами оккупантов» - всеобщего восстания «порабощённых» пока, к счастью, не удалось. Здесь гражданам страны стоит с признательностью отметить решительные действия властей, полиции, армии по пресечению террористических атак.
Для живущих в Израиле, да и просто нормальных, порядочных людей в мире понятно, что происходящее в Израиле – это именно террористические атаки, даже террористическая война. Но есть и другое мнение. В качестве примера, приведу высказывание С. Степашина, сейчас отставной козы барабанщика, а точнее председателя международной общественной организации "Императорское Православное Палестинское Общество". Однако в прошлом он - бывший директор ФСБ, премьер-министр РФ. И происходящее сейчас в Израиле терактами не считает. Прямо так Степашин и сказал: «Теракт – это когда кто-то готовит, кто-то за этим стоит, кто-то проплачивает. Не думаю, что нападения с ножами – это теракты. Это, скорее, массовый психоз. Как бывший директор ФСБ я это терактами не считаю». К словам такого человека стоит относиться всерьёз. Ведь раз «с ножами» - это не теракт, то и готовить и подстрекать к «такому» вовсе не означает быть пособником и рассадником терроризма. На мнение эксперта стоит обращать внимание. (6) Оно ценно даже своими фрейдистскими оговорками.
Всегда надо быть готовым к пониманию того, что совокупность выглядящих случайными событий есть проявление некой закономерности, в применение к социальным процессам – наличия некоей направляющей, неплохо планирующей руки. Возможным примером такого вижу «интифаду ножей». Это понимание может прямо и не сказываться на конкретных шагах по борьбе с проявлениями подобной интифады. Но оно крайне полезно для планирования всего обширного круга действий атакуемого своими мелкими и крупными врагами государства Израиль.
(1) Коктейль Молотова, автомат Калашникова – воистину, прав был поэт, когда писал, ещё, как теперь видно, и с провидческим намёком: «Распространенье наше по планете особенно заметно вдалеке./ И на дверях в парижском туалете есть надписи на русском языке».
(2) Девица 14 лет ранила на иерусалимском рынке Махане Ихуда 70-летнего араба.
(3) М. Е. Перельман, М. Я. Амусья, О специфике формирования ментальности человека, Заметки по еврейской истории, №23, 2002 г. и №24, 2003 г.
(4) «Впечатывание» в восприятие и поведение.
(5) Для сравнения – у Турции 250 таких самолётов.
(6)Особенно если он в 34 года защитил диссертацию на соискание степени кандидата исторических наук на тему «Партийное руководство противопожарными формированиями Ленинграда в годы Великой Отечественной войны» (см. Википедию).
26.11.15 Иерусалим
Мирон Я. Амусья,
профессор физики