Теракт в Тель-Авиве учит Либермана, что обещания и действия не идут вместе. Сейчас ему понадабятся впечатляющие политические способности или блестящие действия в области безопасности, чтобы тигр, на котором он скакал, не сбросил его со своей спины
Группа Whats app партии НДИ молчала, когда поступили сообщения о теракте в Тель-Авиве. В феврале, после теракта в Тель-Авиве, председатель НДИ Авигдор Либерман написал там, что единственный вывод из волны террора - это необходимость уничтожения режима Хамаса и возврата к тактике точечных ликвидаций террористов. Через месяц, в конце марта, он объяснил, что свежий теракт - это свидетельство того, что "правительство Нетаниягу полностью провалилось в борьбе с усиливающейся волной террора. Государство Израиль борется с угрозами в области безопасности, а правительство прячет голову в песок и не предпринимает необходимых мер для уничтожения террора и возвращения безопасности своим гражданам".
Свежий министр обороны обнаруживает сейчас (или точнее - общественность обнаруживает), что идеологию и обещания, благодаря которым Либерман поднялся на 14-й этаж в Кирие, оставляют у входа в канцелярию министра вместе с мобильными телефонами. Его возможности реагировать на интифаду одиночек (с ножами или с автоматами) ограничены до боли.
Разумеется, Либерман знал, что это случится. В значительной степени вопрос не в том, как отреагирует министр обороны на теракт, а как общественность отреагирует на министра обороны. В тот день до теракта Либерман заявил об обновлении ультиматума Исмаилу Хание. Приходите ко мне в конце каденции, - попросил он журналистов. Реакции в Фейсбуке после теракта были острыми. Общественная поддержка, которую он с впечатляющим мастерством лелеял со времени взрыва волны террора, - та поддержка, которая придала легитимность отставки Яалона, может перевернуться и обрушиться Либерману на голову. Ему понадобятся политические таланты или блестящие действия в области безопасности, чтобы тигр, на котором он скакал, не сбросил его со своей спины.
На его стороне будет одно существенное преимущество: некому справа бросать ему обвинения в бездействии. На сегодняшной момент нет Либермана для Либермана.
Владелец
Российская разведка СВР известна своей старой любовью подслушивать иностранных руководителей, посещающих Москву. Похоже, в прослушке каждый раз заново возникала паника, когда в наушниках слышалось мифическое словосочетание "Рами Седан" в телефонных беседах Биньямина Нетаниягу с Иерусалимом. Что означает это выражение? Пароль для бомбежки в Сирии? Может, пойман высокопоставленный шпион?
Телефонный разговор с Дери во вторник - со взрывом той истории - был самым нервным. Количество децибелов превысило даже разговор, в котором год назад Дери сообщил премьер-министру о решении не использовать полномочия министра экономики для утверждения газового соглашения. "3 года я жду этого", - возвысил голос Нетаниягу. "Не позволю", - вопил Дери. Ко времени сдачи номера в печать они все еще играли в покер, в данном случае в Рами.
Это дилемма Нетаниягу: ШАС - стратегический партнер в коалиции. У партии Байт йегуди нет опции пойти в левое правительство, у Дери есть, поэтому надо оберегать его и, как это уже случилось полтора года назад, развалить ради него правительство. Аелет Шакед была точна, когда сказала, что Беннету Ликуд никогда бы не простил коалиционный кризис и бойкотирование голосования в Кнессете из-за назначения в частной комапнии. Но в глазах Нетаниягу 10-й телеканал - стратегический враг. Премьер-правительства и его супруга не могут стерпеть мысль о капитуляции в деле назначения председателя директората новостной компании, которую они годами воспринимают как источник их бед.
Председатель "Новости-10" - это не председатель правления Кока-Колы. Его компетенция больше напоминает президента Ривлина, чем президента Путина. Даже если очень захочет, не сможет повлиять на журналистские расследования против Сары Нетаниягу или на какой минуте новостной сводки будет критика премьер-министра. Любая попытка ппвлиять на редакцию новостей приведет к гигантским заголовкам и достигнет обратных результатов.
Сам Седан не подходит для должности председателя новостной компании. Его предыдущие занятия в качестве пиарщика и лоббиста не только не готовят его к этой должносто, но и дисквалифицируют его. Даже если его слова на заседании вырваны из контекста, общественность должна судить его не за расизм, а за нерассудительность. Его упрямство оставаться в должности даже без зарплаты и влияния напоминают слова Агнона: "Почет велик настолько, что ради него люди готовы унижаться".
Так из-за чего шум? Или, может, большая загадка овеяла отношения Нетаниягу с израильскими СМИ. Будучи министром экономики, он проводит газовую сделку; будучи министром финансов, в свое время он изменил рынок; в должности птемьер-министра он вел беспрецедентную борьбу с Белым Домом. А как министр связи? Кто-нибудь может указать на радикальное изменение, сделанное им ради его пилитики или идеологии?
Вот, например, сайт Walla. Исследование газеты "Гаарец" вскрыло глубину связей между Нетаниягу и владельцем сайта Шаулем Аловичем. Но и годы спустя сайт Walla далек от консерватизма. Ни в порциях секса на сайте, ни в тель-авивском составе редакции, ни в радикальной левизне многих его авторов. Выигрыш Нетаниягу, как это следует из статьи в "Гаарец", заключается, в основном, в положительных отзывах о Саре Нетаниягу.
Короче, желание Нетаниягу держать крупнейшие СМИ за чувствительное место не вытекает из идеологии. Даже наоборот: при анализе избирательных кампаний 1996 и 2015 годов распространенным выводом был, что нападки СМИ на Нетаниягу лишь помогли ему сплотить вокруг себя правоцентристских избирателей и достичь поразительных побед. Возможно, ему удобно сохранять левацкую гегемонию в СМИ? Стоит напомнить, что в ряде случаев в прошлом Нетаниягу предлагал должности ведущим правым журналистам. Например, в 1997г. назначение популярного политического радиокомментатора Авива Бушинского пресс-секретарем премьер-министра или предложение Арэлю Сегалю места в списке Ликуда.
В прошлую пятницу супруги Нетаниягу оказались в Большом театре по соседству с владельцем 10-го канала олигархом Блаватником. Перевернутый мир: во всем мире миллиардеры вкладывают в СМИ не ради прибыли, а чтобы эта дорогая игрушка помогла им завязать связи с верхушкой власти. Израильские приближенные Блаватника предупредили его, что в случае Израиля вообще и 10-го канала, в частности, это наоборот. Но он решил иначе и так обнаружил себя пытающимся не встречаться взглядом с супругами Нетаниягу. Как его предшественник на 10-м канале - Рон Лаудер - он учит, что при структуре израильского рынка связи владение телеканалом не улучшает связи с властями, а ухудшает их. Еще рано судить очень ли плохие это новости для израильских СМИ или очень хорошие.
("Макор ришон" 10.06.2016)
Перевел Моше Борухович
МАОФ