Maof

Sunday
May 19th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Пресса любит называть себя "сторожевым псом демократии", но иногда это мы должны остерегаться прессы

Арика Шарона было легко пародировать. Его явным признаком, помимо гнусавого выговора, был хриповатое радостное "кхе-кхе!" Но как-то самый лучший пародист Шарона Тувия Цафир рассказал, что Арик не хрипел так, что это он выдумал это хрипение в одном из своим пародирований. Остальные пародисты переняли у него. Я был поражен - мне всегда казалось, что Шарон так разговаривает. Но нет - образ завладел источником. Когда Шарон стал левым, СМИ сшили для него новую маску: в те годы Шарон представлялся добрым и ответственным дедушкой, Санта-Клаусом с генеральскими погонами. И это тоже было ложью.

Манипуляции СМИ - не что-то новое. В 1898г. утонуло американское судно "Мейн" в порту Гаваны. Газетный магнат Вильям Рендольф Херст решил, что Испания, правившая Кубой, потопила корабль. Он послал на Кубу фотокорреспондента Фредерика Ремингтона для репортажей о "войне против Испании". Смущенный Ремингтон сообщал, что нет войны. Херст послал ему гневную телеграмму: "Ты обеспечь снимки, а я уж обеспечу войну".

Наш мир формируется средствами массовой информации, и это не ново. Но этот процесс обостряется. Нас затапливает все больше информации. Газеты и радио, ТВ и Интернет, WhatsApp и Facebook - все они затапливают нас огромным количеством информации, и поэтому нам кажется, что мы больше знаем и понимаем. В сущности, поставляемая информация часто оказывается манипуляцией. И в эпоху Интернета бОльшая часть информации срежиссирована и поставляется сильными СМИ и обслуживает их интересы. История Нетаниягу-Мозеса вскрыла общественности то, что было известно всем в мире СМИ. Разные части рынка СМИ находятся в клубке деловых и политических интересов, из-за которых потребитель должен быть скептичным в отношении поставляемой в СМИ информации.

Мой левый приятель сказал мне: "У СМИ нет никакого влияния. Факт: СМИ в Израиле левые, а народ голосует за правых". Я ответил ему, что после провала Осло и "размежевания" если у левых есть двузначное число мандатов в Кнессете, то это благодаря СМИ. Без прессы левые не прошли бы электоральный барьер.

Ложь продолжает действовать. И в прессе, и в социальных сетях в Интернете я все еще читаю, например, клевету о деньгах, текущих поселенцам. Я помню, как ребенком читал известного публициста, истекавшего слюной о "золотых водопроводных кранах поселенцев в Элькане". Будучи наивным ребенком из поселения Элькана, я перевел взгляд с газеты на наш простой кран и не понял, как можно писать такую ложь.
Вершиной деятельности левых в Израиле было киббуцное движение. Киббуцы руководились бездарно экономически и в итоге разорились. Правительство и банки списали около 20 млрд шек долгов кибуцев. Кроме того, до этого года кибуцники не платили подоходный налог и экономили так более 400 млн шек в год.

Я не завидую кибуцникам. В период создания государства они возложили на свои плечи важную задачу и за это достойны нашей похвалы. Их экономические ошибки надо исправлять, но не превращать их во врагов народа. Одно я не понимаю: как киббуцники и их сторонники, наслаждавшиеся государственной поддержкой в огромных масштабах, осмеливаются нападать на поселенцев именно в этом вопросе? Нет границ клевете? Нет точки, в которой ложь проваливается внутрь себя от наглости? Огорчающий сердце ответ: видно, нет границы. Хоть у лжи нет ног, но она перекатывается и без них. Так продолжают представлять жителей Ицхара хулиганами в то время, как 9 поселенцев из Ицхара пожертвовали свои почки другим людям, это маленькое поселение, видно, находится на первом месте в мире по альтруизму (в большом Тель-Авиве нашелся один такой человек).

Искаженный мир образов СМИ влияет не только на политику и не только путем замаскированной рекламы, что само по себе большая проблема. Этот искаженный мир СМИ оказывает влияние и на идеи, идеалы и суждения. СМИ поставляют нам коммерциализированную сексуальность и называют это "любовью", представляют грубую распущенность "свободой" и описывают разрушение традиции как "просвещенность". Я спрашиваю себя: в каком мире я ращу детей. Как можно вырастить хороших людей в мире лжи и ложных образов?

У меня нет хорошего ответа, и я продолжаю переживать. Пока я делаю немногое, что могу: не впускаю в дом те СМИ, в которых концентрация лжи особенно высока. В Кнессет голосуем каждые 2-3 года, но правдивые и качественные СМИ выбираем каждый день. Не на избирательном участке, а посредством пульта ТВ, компьютерной мышкой и кошельком.

("Макор ришон")

Перевел Яков Халфин