Менее 4 месяцев назад граждане США пошли на избирательные участки. Только они выбирали своего президента - не граждане Израиля. Правящее тут правое правительство удержалось от капли вмешательства в решение американских избирателей. Даже в приватных беседах остерегался глава правительства произнести хорошее слово о Трампе или плохое о Клинтон. Хоть израильские правые в целом предпочитали республиканского депутата демократической конкурентке, но это было из-за нее - не благодаря ему.
Во всем правом лагере не было ни одного серьезного политика, говорившего о Трампе в терминах Мессии, как утверждают сейчас левые. Даже эта несерьезная колонка содержала 0 хороших слов о Трампе с тех пор, как он выставил свою кандидатуру на пост президента, вплоть до этих строк. В последней статье перед выборами я напомнил, что "выборы там, не здесь" и что "с 1948г. мы независимое государство". В статье после выборов я писал, что "граждане США привели к власти одного из самых странных и проблемных кандидатов за всю историю Америки". Я писал, что "в Белый дом вошел человек, окруженный сторонниками Израиля. Он представляет партию, которая стерла из своей программы параграф о "палестинском государстве"... Возможно, он не поспешит заявить о своей поддержке Совета поселений, но очень вероятно, что будет дружественней к нам, чем Обама... Следующий американский президент уже не будет получать указания от Тома Фридмана и не будет переписываться с израильтянами посредством Джефри Гольдберга. Большую часть времени он вообще находится в Твиттере" (11.11.2016)
Через 5 недель после въезда Трампа в Белый дом - только 5 недель - все эти предположения все еще верны. Часть уже воплотились. БОльшую часть времени Трамп находится в Твиттере. Он в самом деле лучше относится к нам, чем Обама. На прошлой неделе официально отказался от несчастного американского утверждения, что только создание "палестинского гоударства" способно принести счастье региону. Это было драматическое размежевание с прошлой политикой. Оно было приуменьшено тут только из-за душевной тяжести старой газетной гвардии переварить это заявление, разрывающее мировоззрение левых. Инстинкт отрицания преодолел у них обязанность правдивого репортажа. Их твердокаменные убеждения вновь победили факты. Они с радостью набросились на просьбу Трампа приструнить строительтво и разрисовали это как самое важное на совместной пресс-конференции с Нетаниягу.
Просьба о замедлении строительства не была важной? Не дай Бог мне утверждать так. Любое американское вмешательство в вопрос строительства в Иудее, Самарии и Иерусалиме - это существенный и вызывающий сожаление вопрос. Во время избирательной кампании Трамп декларировал, что, с его точки зрения, евреи могут строить в поселениях сколько пожелают, а сейчас он зигзагирует. В личных беседах с Нетаниягу, а не на пресс-конференции в Белом доме, Трамп и его люди задействовали давление на Нетаниягу в вопросе строительства. Есть утверждение справа, что Нетаниягу запросил такое давление, но, видно, такое утверждение неточно. Насколько известно, Нетаниягу не ожидал такое давление от администрации Трампа.
Возможно, это давление является следствием рекомендацийпожилых высокопоставленных республиканцев, остающихся в президентском окружении еще со времен Буша, а, возможно, это результат визита иорданского короля в Белый дом. Трамп и его люди утверждают сейчас, что еврейское строительство в Иудее и Самарии помешает формированию суннитской коалиции против Ирана и повредят шансам на отмену ядерной сделки с Тегераном. Они также выразили неудовольствие из-за 5000 разрешений на строительство, выданных Нетаниягу и Либерманом перед встречей Нетаниягу с Трампом.
Совместная израильско-американская группа (группа Дермера-Гринблата), созданная, чтобы прийти в "взаимопониманию" по этому вопросу, - повидимому, является инициативой Нетаниягу. Вместо того, чтобы вступить в немедленный конфликт с новым президентом, глава правительства попытался выиграть время. Он не сдался сразу, а сосредоточился на отбитии удара. Но со времени встречи он пытается подготовить почву перед возможными уступками, и это большое разочарование для всех, мечтавших о возобновлении строительства в Иудее и Самарии после ухода Обамы. Утверждение Нетаниягу на заседании военно-политического кабинета на этой неделе, что "при всем уважении к Амоне сейчас надо сфокусироваться на координации с Трампом по иранскому вопросу", не является достаточной причиной для поднятия рук в знак проигрыша со стороны старых противников формулы "Бушер в обмен на Ицхар". Они способны заставить премьер-министра строить, несмотря на американское сопротивление.
Потому что при всем уважении к Амоне, дело не только в Амоне, а во всей Иудее с Самарией. Если Нетаниягу продолжит политику подчинения американскому диктату по вопросу строительства в поселениях, как он вел себя во время правления Обамы, это станет доказательством, что замораживание строительства не было для него временным вынужденным поведением, а его образом жизни. Т.е. что мы обречены всегда выполнять пожелание американцев. Нельзя было соглашаться на это во время каденции Обамы, и нельзя соглашаться в период Трампа. Строительство в Иудее и Самарии должно преодолеть полумиллионную планку еще до того, как Трамп завершит половину каденции, если вообще завершит.
Именно сейчас, когда отношения между новой администрацией и Израилем формируются методом проб и ошибок, Израиль должен прояснить американцам, что закончился период диктата. Мы готовы сообщать американцам заранее о существенных процессах, которые будем осуществлять в Иудее и Самарии, вроде аннексии, но не просить предварительное американское разрешение на строительство каждого нового квартала.
В дни, предшествовавшие поездке Нетаниягу в Белый дом обозначилось выравнивание идеологической линии между министрами от Байт йегуди и Ликуда. Исраэль Кац, Гилеад Эрдан и Ярив Левин придерживались возобновления массового строительства. И министры Хаим Кац, Элькин, Регев и Акунис высказывались подобным образом, не говоря уже о зам.министра иностранных дел Ципи Хотовели и председателе Кнессета Юлие Эдельштейне. Из всех высокопоставленных ликудников только Цахи Анегби все еще забаррикадировался за Бар-Иланской речи. Время от времени министры от Ликуда протестуют против попыток Нафтали Беннета выставить себя настоящим представителем правых в правительстве, и сейчас им предоставляется возможность доказать, что они, по крайней мере, правые, как он; что не оставят ему в одиночку вести и эту борьбу, как борьбу, которую он вел неделю назад за похороны Бар-Иланской речи. Ликудовские министры, а не Беннет должны возглавить войну против нового замораживания строительства. Из Мецудат-Зеэв (штаб-квартиры Ликуда), а не из Байт йегуди должно прозвучать требование к Нетаниягу не склоняться перед Трампом и не возвращать нас к ледниковому периоду Обамы.
В следующем месяце Нетаниягу вновь отправится в Вашингтон, так что не остается много времени. Месяц Адар 5767г. может стать судьбоносным для будущего поселений. Министры от Ликуда могут исполнить роль Мордехая, уговорившего Эстер (Нетаниягу) смягчить Ахашвероша (Трампа). На прошлой неделе мы уже удостоились увидеть повешение на высоком дереве идеи "палестинского государства" (Амана), сейчас надо удостовериться, что будут отменены и злые заговоры замораживания.
("Макор ришон" 24.02.2017)
Перевел Моше Борухович