Maof

Monday
Dec 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
В эти дни главную составную часть левого оппозиционного блока “Сионистский лагерь”, партию “Авода” (кроме нее, в блок входит еще одна микроскопическая политическая сила — отколовшееся от исчезнувшей партии “Кадима”, “Тнуа” под предводительством Ципи Ливни) сотрясает нешуточный скандал.

В центре скандала — две видные фигуры “Рабочей партии” (тем, кто еще не освоил иврит и не очень хорошо знает историю Израиля, поясним, что до 70-х годов эта партия носила название “Рабочая партия”, потом стала называться партией Труда — Авода). Одна из них — Эйтан Кабель, влиятельный партийный деятель, бывший руководитель партийного предвыборного штаба в ходе предыдущих парламентских выборов и в течение многих лет — депутат Кнессета и председатель парламентской комиссии по вопросам экономики. И одновременно — видный профсоюзный функционер, создатель фракции “Байт хеврати” (”Общественный дом”) во Всеобщей федерации профсоюзов Израиля (“Гистадруте”).

Второй фигурант разрастающегося как снежный ком скандала — депутат Кнессета Шели Яхимович. Бывшая журналистка, довольно талантливая, около 10 лет назад она ушла в политику, сразу войдя в руководство “Аводы”. Некоторое время (с 2011 по 2013 гг.) она даже возглавляла эту партию. В этом качестве Яхимович занимала пост лидера оппозиции в Кнессете двух созывов — 17-го и 18-го.

В то время, как Эйтан Кабель принадлежит, условно говоря, к левому крылу партии социалистов, Шели Яхимович — считается в партии фигурой более умеренной, близкой к израильскому политическому центру (координатная прямая политической оси в Израиле пролегает, прежде всего, в области “палестино-израильского конфликта”).

Журналистам стало известно, что обладающий влиянием в Гистадруте Эйтан Кабель заключил негласное соглашение с Шели Яхимович — о поддержке ее кандидатуры на предстоящих в мае 2017 года выборах председателя Федерации израильских профсоюзов. Взамен, Шели Яхимович, в свою очередь — обязалась всемерно продвигать кандидатуру Эйтана Кабеля на выборах главы партии Авода в ходе ближайших партийных “праймериз”, которые должны состояться летом нынешнего года.

В этом и состоит, собственно, суть скандала.

В результате 5 февраля с. г. Шели Яхимович объявила о выдвижении своей кандидатуры на выборах в Гистадрут от возглавляемой Эйтаном Кабелем профсоюзной группы “Общественный дом”.

Комментарий

Само по себе негласное соглашение о взаимной поддержке — в общем-то, не выходит за рамки израильской политической практики. Более того, те или иные закулисные договоренности о взаимной помощи — основа большинства политических решений, и не только в сфере утверждения на тех или иных должностях тех или иных кандидатур.

Особенность ситуации заключается в нескольких весьма деликатных моментах.

Во-первых, партия Авода и ее руководители традиционно делают акцент на таких своих огромных достоинствах, как “честность и прозрачность” политической деятельности, исключающей подобные закулисные сделки, которые в Аводе называют уделом низкопробных политиканов правого лагеря. Прежде всего (и не без основания), имея в виду считающуюся “правоцентристской” партию Ликуд.

Во-вторых — и эта деталь будет посерьезней предыдущей — оба политика, и Кабель и Яхимович, категорически отрицали факт сделки — до публикации журналистского расследования и после его завершения. Ситуация не изменилась и после того, как 3 марта, через два часа после эфира телепрограммы “Пятничная студия”, где Шели Яхимович категорически отвергла обвинения в сговоре и заявила, что никакого соглашения — ни устного, ни письменного — между ней и Эйтаном Кабелем не было, “Второй канал” телевидения обнародовал как раз то самое несуществующее “Соглашение” (именно так был озаглавлен подписанный Кабелем и Яхимович документ!). В нем перечислялись взаимные, взятые на себя сторонами обязательства, о которых и шла речь в журналистском расследовании.

В частности, в нем говорилось, что Яхимович и Кабель, “разделяя общие ценности и политические взгляды, обязуются помогать друг другу в достижении политических целей каждого”. Кабель обязывается выдвинуть Шели Яхимович от фракции “Социальный дом” на выборах в Гистадруте. В обмен Эйтан Кабель получает поддержку Шели Яхимович — “для достижения его устремлений”.

Отрицать очевидное (и документально доказанное) в такой ситуации было бы крайне глупо с любой точки зрения. Тем не менее, и Эйтан Кабель и Шели Яхимович — сделали именно этот “виртуозный ход”: они продолжают утверждать, что никакого соглашения не было (!!!).

Для этой цели был даже привлечен адвокат, в присутствии которого подписывался “не существующий” документ. Адвокат подчеркивал, что в документе не сказано о том, что Яхимович обязалась помочь Кабелю стать лидером Аводы, что речь шла лишь о том, что она “будет способствовать достижению его устремлений”. При этом почтенный юрист игнорировал наличие (см ниже) аудиокассеты, на которой Кабель говорил, что Яхимович “обязана поддерживать” именно “стремление” Кабеля возглавить Аводу, а не, например, стремление собирать и пускать по лужам кораблики или заниматься йогой. Что, конечно, можно было изначально предположить, когда речь идет о “договоре о взаимной помощи” второго номера в партии Авода, Кабеля, и влиятельного политика этой же партии Шели Яхимович. Виртуозная защита, что и говорить!

Отметим сразу, что мы ни в коей мере — не моралисты от израильской политики, и не печемся о моральном облике лидеров социалистического движения. Тем не менее, что-то подсказывает нам, что проявленное Кабелем и Яхимович позорное для политика, даже для политических мошенников и закулисных дилеров, полное отсутствие минимальной сообразительности и, скажем так, креативности (хотя бы даже в умении изворачиваться) удручает. Ибо свидетельствует (другого слова и не подберешь!) о полнейшем отупении и какой-то запредельной деградации обоих этих политиков. Как, видимо — и многих их коллег по левому политическому лагерю.

Впрочем, возможно фигуранты дела, не являясь круглыми дураками, просто рассчитывают на то, что не они, а их потенциальные избиратели, сторонники левого лагеря, поголовно — клинические идиоты, которым можно вешать на уши абсолютно любую лапшу? Что ж, учитывая неослабевающую популярность у этих людей идеи создания палестинского государства в самом подбрюшье Израиля, после всего того, что произошло с Израилем за последние 25 лет — расчет Кабеля и Яхимович, вопреки фактам, несущих несусветную чушь, и не лишен шансов на успех...

Но даже эти обстоятельства, говорящие о клинической глупости и неадекватности (либо расчеты на таковые качества левых избирателей) главных фигурантов событий, сами по себе — вряд ли заставили бы нас уделять пристальное внимание “партийному скандалу” в Аводе.

Сделать это нас заставило третье и, пожалуй — самое убийственное обстоятельство во всей этой истории.

2 марта в СМИ, как упоминалось выше, была обнародована “вишенка на торте” во всей этой истории — тайком сделанная аудиозапись встречи бывшего главы предвыборного штаба Аводы, Эйтана Кабеля с членами созданной им профсоюзной фракции “Общинный дом”. На ней Эйтан Кабель, особо не стесняясь в выражениях, высказал все, что он думает о лидере Аводы Ицхаке Герцоге, о поддерживаемой им Шели Яхимович и о самой партии в целом.

“Я хочу вместе с Шели [Яхимович], — заявил Кабель, — баллотироваться в Гистадрут, а Шели будет обязана поддержать мою кандидатуру на пост председателя партии”.

Следует отметить, что кандидатура Яхимович, судя по записи, вызвала резкий протест членов профсоюзной фракции, не желавших выдвигать ее “первым номером” списка на профсоюзных выборах (сам Э. Кабель шел в подготовленном им предвыборном списке фракции вторым номером). В данной связи участники совещания задали своему лидеру прямой вопрос: зачем он создавал собственную фракцию, если не собирается воспользоваться плодами своих трудов и выдвигает на пост главы Гистадрута не свою кандидатуру, а Шели Яхимович? На что пораженные участники совещания получили столь же откровенный ответ: вся фракция как раз и была создана для последующей выгодной торговли с партийным руководством Аводы и обмена Эйтаном Кабелем своего влияния в Гистадруте — на поддержку в борьбе за пост лидера партии.

После такого четкого ответа остальные вопросы у участников совещания отпали сами собой.

Тем не менее, на встрече (видимо, для создания у ее участников более четкой картины израильской политической жизни) прозвучали исчерпывающие оценки партии, за влияние в которой намерен столь активно бороться Э. Кабель. Свою (!) партию Кабель назвал “мусорным ведром” (на иврите — “пах зевель”).

Мы должны с удивлением признать, что Эйтан Кабель либо читает наши статьи, либо — обладает сверхъестественными способностями напрямую улавливать чужие мысли.

В доказательство этого предположения мы адресуем читателя к одной из программных статей нашего аналитического раздела, написанной достаточно давно, но содержащей весьма схожие определения партии Авода (http://www.evrey.com/sitep/analysis/arkhiv1.php?menu=09-02/10.htm).

Впрочем, ситуация описанная Кабелем — объективна. Поэтому в совпадении мыслей и даже формулировок — нет ничего удивительного.

Что же касается нынешнего лидера партии, Ицхака Герцога — он по определению Кабеля — “мелкий жулик, лгун и проходимец”. Таких определений главе Аводы и Сионистского лагеря, надо сказать, не давали даже мы, авторы размещенных на сайте аналитических материалов, убежденные идеологические противники этого политика.

В свою очередь, глава Аводы и лидер блока “Сионистский лагерь” Ицхак Герцог заявил, что публикация “разоблачила мошенничество и злоупотребление доверием членов и ближайших сторонников партии Авода”. С чем мы тоже не можем не согласиться, и даже можем дополнить мысль данного политика, подчеркнув, что политическое мошенничество и злоупотребление доверием израильских граждан, поверивших в сказки Осло — характерны для этой партии, как минимум, несколько десятков лет...

Весьма примечателен и ответ Шели Яхимович на заявление оплеванного ее компаньоном главы Аводы.

— Лидеру “Сионистского лагеря”, — нагло заявила она, — не помешало бы немного сдержанности...

Перспективы

Мафиозный язык главных участников этой истории, в ходе которой они, как завзятые мафиози, “делят сферы влияния” и договариваются о тайной взаимной поддержке — все это отнюдь не случайно так ярко проявляется в деятельности высших функционеров партии Авода. Налицо — глубочайший системный кризис левого лагеря и партии Авода, в частности. Это относится и к Шели Яхимович, которая в свое время, надо сказать, показавшей себя очень неглупым партийным руководителем, при которой парламентское представительство Аводы даже временно увеличилось на несколько мандатов.

Секрет этого успеха заключался в том, что Яхимович догадалась “забыть” про основной “конек” левого лагеря — “мирное урегулирование палестино-израильского конфликта путем создания палестинского государства в Иудее и Самарии”. При Яхимович эта тема практически исчезла из повестки дня партии Авода. Вместо этого, Яхимович бросила все силы на “борьбу за социальную справедливость” (что тоже не говорит о большой мудрости политического курса, но все же — не до такой степени безумно, как песня о “двух государствах”).

Главная проблема Аводы — что у нее нет никаких идей по поводу того, как вести страну вперед, не погружаясь в “мирный процесс создания палестинского государства”. Внутренняя пустота характеризует и Яхимович и нынешнего лидера Аводы Герцога. Ибо оба они ищут воду у пересохшего колодца “левой идеологии”. А, значит, удел такой “полой” изнутри партии — мелкие дрязги, мышиная борьба за власть, какие-то сделки, грызня и т.д.

Несмотря на явный запах политической мертвечины, исходящей от некогда могучей партии, 60 с лишним лет назад создавшей эту страну, все еще находятся, как ни странно, несколько человек в израильской политике, которые для построения своей политической карьеры считают разумным воспользоваться платформой именно этой партийной структуры. Неизвестно — почему. Ибо от Аводы уже не осталось ничего, кроме “славной памяти” о том времени, когда партия Труда (с 20-х годов прошлого века по 1977-й), совместно с Гистадрутом, создавшим саму эту партию, руководила страной.

Да, с момента основания Израиля (фактически — и до этого) партия Авода всегда была у власти в стране. И когда в 1977 году на выборах победил Ликуд, “аводисты” были в настоящем шоке, как будто бы два на два стало вдруг — семь. Выражаясь словами героя одно из рассказов Чехова — “этого не может быть, потому что этого не может быть никогда!”.

В историю Израиля вошла зафиксированная камерами сразу после объявления итогов выборов 1977 г, эпохальная фраза аводистского старейшины, тогдашнего председателя Гистадрута Бен Аарона, который произнес: “Этого не может быть!”.

Когда же через 4 года глава Ликуда Бегин вновь победил — никогда не ошибающийся знаток людей тот же Бен-Аарон заявил: “Это просто народ ошибся, ничего не поделаешь”.

С тех пор народ, с точки зрения левых, постоянно “ошибается” — если не считать короткого перерыва: почти 3 года — на “эпоху Рабина”, и полтора года — на правление Эхуда Барака.

Главный конкурент Аводы, Ликуд — “велик” не потому, что замечателен сам по себе. Но — потому, что ему противостоит такая “грозная” политическая сила, как изжившая себя и дискредитировавшая все свои главные идеи Авода, представляющая собой жалкую пародию на полноценную политическую жизнь.

Партия Авода не осознала главного — она сама убила себя концепцией отдачи территорий и создания палестинского государства. Нужно было очень сильно “выкрутить” сознание сограждан, чтобы люди купились на эту идею. Но долго это коллективное безумие, разумеется, продержаться не могло. Народ, как видим, шел за “пастырями” Аводы, но в целом — не верил социалистическим сказкам.

Сегодня лидеров Аводы нельзя считать даже оппозицией — оппозиционеры тоже не хотят погибать под ракетными обстрелами с территории “палестинского государства”, они хотят жить.

Тем не менее, в партии Авода по инерции все еще — крепкие “кости”, не начавшие разлагаться. Все еще существует вся ее партийная структура: множество отделений по всей стране, относительно соблюдаемая членами партии дисциплина. Все это привлекает к идеологически мертвой партии тех, кому она удобна для политического разгона разного рода начинающих “машиахов”, приходящих “спасать страну”. Эти люди несмотря ни на что, считают, что вместе с Аводой смогут, как птица феникс, возродиться из пепла.

Оказалось, что Эйтан Кабель, который честно отработал в аппарате партии Труда много лет, решил встать во главе, как он сам это назвал — “мусорного ведра”.

Эти действия, в ходе которых ради получения вожделенной власти Кабель активно поддерживал свою идеологическую противницу (как, впрочем, и готовность самой “центристки” Яхимович иметь дело с левым Кабелем в обмен на деньги) — демонстрируют, насколько все прогнило в Аводинском королевстве. Перед нами, вместо настоящей политики — жалкая липа и жульничество. А “мелкие жулики” — Герцль, Кабель и Яхимович — мутят воду, чтобы захватить власть в партии, а если повезет — и в стране.

Время светской левой идеологии — кончилось. И теперь кончается время правой. Создается впечатление, что партии Авода приходится стоять “за палестинское государство” (что они делают, надо сказать, крайне вяло) — просто для того хотя бы, чтобы ее могли отличить от Ликуда. Ибо в “ПГ”уже никто не верит.

И действительно, сегодня верить в идеи Осло — уже “клиника”. Центристская альтернатива Аводе — партия “Еш Атид” и ее лидер Яир Лапид. Эта политическая сила начертала на своем знамени, по сути, один главный принцип — быть принципиально беспринципной!

Это, несомненно — некая политическая ниша. Партии Труда все-таки стыдно быть абсолютно беспринципной. Ведь в свои первые 60 лет Авода была принципиальной, идеологической партией. Вместе с тем, Лапид капитально испортил себе карьеру, будучи в предыдущем правительстве антирелигиозным деятелем. Политик не рассчитал, что религиозные еврейские избиратели составляют от трети до половины от общего числа имеющих право голоса в Израиле. Он не рассчитал подлинные пропорции электората, так как живет в закрытом пространстве “Северного Тель-Авива”.

В целом левоцентристский лагерь Израиля смотрится сегодня как настоящая каша. Ликуд, как видим, выглядит сильнее.

Впрочем, согласно опросам, партия обязана этим в основном многоопытному политику Нетаниягу. Если он уйдет — Ликуд будет значимо ослаблен. В результате чего на месте Ликуда будет та же каша.

И все же именно у Ликуда сегодня — наиболее весомые шансы быть во главе страны. При условии, что он всеми силами будет показывать, что не стремится к созданию палестинского государства, которое, с точки зрения израильтян, уже давно стало пугалом.

evrey.com