Не коалиция и не следствие - кризис вспыхнул только из-за Корпорации. Нетаниягу сходит с ума от мысли, что в его каденцию и за счет утверждаемого им бюджета возникнет организация, которая будет враждебным форпостом. Как ни удивительно, министры согласны с ним
Позавчера в вестибюле фешенебельной китайской гостиницы - когда 17-ю этажами выше в свите Нетаниягу продолжается буря вокруг Корпорации - вспомнил вдруг министр Яков Лицман свой предыдущий визит в Пекин. В беседе с послом Израиля он сказал, тогда, что понимает разговорный китайский. "Откуда?" - удивился посол. - "Потому что премьер-министр каждый день обращается ко мне по китайски", - ответил министр здравоохранения.
На головы всех руководителей коалиции на исходе Субботы без всякого предупреждения упала бомба Корпорации. Они в шоке смотрели на телеэкран, не веря: не по китайски ли он говорит с ними? Он в самом деле потащит всех на выборы из-за Корпорации по общественному теле- и радиовещанию?
Даже момент был не логичным: будучи мастером подхода "один мессидж в день", Нетаниягу хорошо знал, что его гневные слова у трапа самолета приведут к игнорированию в израильских СМИ важного визита в Китай. Конференция по новейшим разработкам и возложение венка на площади Тяньаньмэ́нь утонули в словах Геулы Эвен, и глава правительства может жаловаться только на себя. До сдачи в печать этого выпуска газеты он даже не опубликовал стандартный пост с жалобами на СМИ, игнорирующими достижения визита.
На исходе Субботы, когда председатель фракции Ликуда Давид Битан заявил, что так невозможно продолжать, я позвонил нескольким высокопоставленным ликудникам с бОльшим, чем у Битана, стажем и меньшей самоуверенностью. "Является ли Кахалон верным и удобным партнером по коалиции?" - спросил я. "Верный и удобный", - подтвердили они. "Коалиция нормально функционирует?" - "Нормально". "Есть разногласия или базовые различия?" - "Нет".
Поэтому, хоть в политике то, что видно глазу, никогда не является полной историей, кризис - однослойный. Не коалиция и не следствие - это кризис из-за Корпорации.
Нетаниягу сходит с ума от мысли, что в его каденцию и за счет утверждаемого им бюджета в 700 млн шек возникнет организация, которая будет враждебным форпостом. На прошлой неделе кто-то сообщил ему, что Корпорация послала двух фотокорреспондентов на судебное заседание, где разбирается его иск против Игаля Серены по обвинению в клевете. В беседе с высокопоставленными представителями партии Кулану сказали люди Нетаниягу: "Если они посылают двух корреспондентов сейчас, когда еще не начались трансляции, сколько пошлют, когда начнутся?"
Любопытно, что главы коалиционных фракций пережили переворот в их отношении к Корпорации. Министры от Байт йегуди, прошлым летом ведшие крикливый бой в правительстве против Мири Регев за создание Корпорации, замолкли и не случайно. Справедливо или нет, но они полагают, что Нетаниягу прав и что Корпорация явится более-менее тем же, что существующие СМИ. То же думают и харедимные партии.
Их противодействие Корпорации сталкивается в этом случае с их же опасением досрочных выборов. Беннет, Дери и Лицман вынуждены жонглировать между однозначным требованием к Кахалону смягчиться по вопросу корпорации и однозначным требованием к Нетаниягу убрать руку с горла Кахалона.
И самое интересное, что и Кахалон уже не в паре с Корпорацией. Этот самый хитрый политик в округе думает, что руководители Корпорации хитрее его. "Они пытаются взорвать любое соглашение", - обвинил он их на этой неделе после назначения Геулы Эвен ведущей центральной передачи в самый чувствительный момент. Если бы мог - он вернул бы назад стрелки часов, не создавал бы шум из-за этого.
Но сейчас у него проблема. Кто лучше него понимает, как работает голова Нетаниягу: ведь Кахалон и Саар уже обсуждали в прошлом возможность совместно идти на выборы. Что еще надо, чтобы убедить Нетаниягу в существовании заговора? Чтобы разрешить кризис и найти общего врага, его люди предложили (или придумали) на этой неделе премьер-министру теорию противоположного заговора: главы Корпорации действуют по заданию Яира Лапида, потому что выборы сейчас хороши для новой Корпорации и для партии Еш атид, поднимающейся в опросах. Кто если не Нетаниягу умеет оценить хороший конспиративный тезис?
Но в самом ли деле выборы на пороге? Знающие Нетаниягу утверждают, что он на самом деле не хочет развала правительства, но помимо Корпорации есть еще 3 вещи, которые должна достичь драматическая угроза выборов:
Первое - изначально ликвидировать угрозу, что правительство падет, если следствие приведет к подаче обвинительного заключения. Дрожь политиков от досрочных выборов можно было слышать до Пекина. Они не поспешат расформировывать коалицию, - идут намеки на то, что произойдет когда и если.
Второе - обнулить Кахалона. Нетаниягу утверждал на этой неделе на инструктаже для журналистов, что не читает газет. Но он обязательно читает ядовитые инструктажи против него из канцелярии министра финансов в последние недели. Кахалон инструктирует против Нетаниягу не потому, что хочет его падения - наоборот: он хочет остаться в правительстве. Это странная правда: чем больше глава партии Кулану создает впечатление, что он против Нетаниягу и что когда-нибудь ему надоест в правительстве и он подаст в отставку с поста министра, тем больше он получает легитимации со стороны СМИ оставаться в правительстве - без нападок со стороны журналистов. Но, видно, Нетаниягу надоели истории Кахалона, что Биби срывает заголовки, не щедр, мстителен и мелочен.
Третье интересно - потому что характеризует военную теорию Нетаниягу в политическом поле: создай шумиху, которая выглядит чрезмерной, и выиграй что-то по пути. Если бы Нетаниягу смирился с созданием Корпорации год назад, то получил бы самостоятельный орган вещания, сильный, со многими звездами. Его борьба уже ослабила Корпорацию, уменьшила готовность присоединиться к ней и добавила параграфов в законе, которые ослабят ее независимость. Так Нетаниягу еще откусил: как попрошайка, надеющийся урвать еще несколько шекелей.
Но по пути к достижению цели уже есть ущерб: самый дорогой ресурс в Израиле - время главы правительства - растрачивается на мелочи в национальном масштабе. Доверие в коалиции разваливается и займет время восстановить его. В сознании людей выборы еще несколько приблизились. Но что это по сравнению с вопросом: кто будет ведущей центральной передачи нового 1 телеканала?
("Макор ришон" 24.03.2017)
Перевел Яков Халфин