Maof

Monday
Dec 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Сектор, отстраненный от власти, размышляет об оставлении страны. Сектор, пришедший к власти вместо него, размышляет, что это не колышет его, если конкуренты уедут. Но поколение основателей мечтало об общем доме, и 50 лет политического спора не могут соревноваться с этой мечтой

"Если бы иврит не был моим рабочим языком и если бы не могилы моих близких здесь, я бы уже давно улетел отсюда", - сказал мне недавно высокопоставленный работник СМИ, который уже видел все и все транслировал. К его словам присоединился еще один левый журналист, моложе первого, заявивший, что страна и он уже не идут вместе. Его личный индекс счастья - это всего лишь ложное представление, педагогическая ложь ради детей, чтобы они росли в иллюзии нормальности до тех пор, пока можно будет в их присутствии сказать, что думает. 50 лет "оккупации" и длительная каденция Нетаниягу как будто бы написали разводное письмо между левыми и мечтой жизни их родителей. Любовь правых к Эрец Исраэль они называют мессианским фанатизмом; решимость воевать за нее и внедриться во все сферы влияния они обозначают как опасный захват. В итоге они держатся за могилы своих родителей - символическая приверженность маленькому "старому хорошему" Израилю, идеология лидеров которого согласуется с их верой. На том же дыхании они удивленно поднимают брови при упоминании о возвращении к могилам наших общих библейских праотцев.

Не только пещера праотцев в Хевроне и могила праматери Рахели в Бейт-Лехеме и даже не только Котель и Храмовая Гора притягивали евреев всего мира к Земле Израиля. Не только могилы праотцев и святые места обозначали путь светскому сионизму. На земле Иудеи и Самарии - как и во многих других местах между ливанской границей и египетской пустыней - в течение тысяч лет было активное еврейское присутствие. Кроме костей мертвецов, жаждущая земля приняла и кровь еврейских борцов за свободу своего народа - от дней Йегошуа до героев Хасмонеев и повстанцев Бар-Кохбы. Все они были хлебными крошками, обозначившими путь возвращения изгнанникам - верующим и неверующим - стремившимися возродить здесь национальный дом еврейского народа.

Еврейское государство не возникло здесь, чтобы воплотить какую-либо политическую идеологию, а чтобы буть домом народу в его духовной Родине. Даже когда правящие идеологии в государстве изменяются и сменяются, разочарованные сторонники этих идеологий не должны отказываться от базового духовного закона диаспоры Израиля. Они не могут позволить себе повернуться спиной к этому молодому государству, являющемуся кислородом для еврейского народа, даже когда воздух не идеально чист.

Израильские правые раз за разом выдерживали экзамен верности стране, даже когда чувствовали, что государство отказывается от самых базовых сионистских идеалов. Правые не бросили страну после отступления из Ямита, не угрожали отрицательной демографией после того, как Шарон предал поселенчество. Несмотря на все грозные сценарии, они не начали братоубийственную войну ни на одном из этих перекрестков. Не перестали петь а-Тикву, не поменяли флаг, не побежали за иностранным гражданством. И катастрофу ословских соглашений правые выдержали с высшим героизмом, хоть голос отчаяния кричал "не давайте им оружие". Правые остались здесь даже, когда их кровь была фактически разрешена террористам, когда правительства Израиля поворачивались к правым спиной, отказывались от ответственности за их благополучие наравне с остальными гражданами страны и отмахивались от "пропеллеров".

50 лет прошло с тех пор, как разрыв начался с небольшой трещины разногласий, превратившейся затем в основное разногласие между правыми и левыми. 50 лет спустя левые опасаются "захвата власти правыми". Чувствуют себя побитыми оттого, что правые упрочиваются на ключевых позициях. Если такой захват в самом деле происходит, если происходит смена элит, то это явление является зеркальным отражением мотивации каждой из сторон. Государство - как кровная связь, как семья - не является договором по условию. Не покидают семью и страну, когда неприятно, и не остаются из чуждых интересов. Власть не идеальна? Постарайтесь поменять ее на лучшую. Вам не нравятся социальные явления? Боритесь, пока не смените их. Отсюда, из центра еврейского мира. Из места, которое вы должны чувствовать своим, что бы ни происходило.

Тот, кто готов бороться за свою идеологию, влиять посредством ее и нести на своих плечах социальную ответственность любой ценой, тот в итоге займет кресло руководителя, во всех сферах. Иногда, к большому сожалению, цена жизни здесь - кровавая. Иногда цена - это жизнь под руководством, которое вам не по духу. Странс требует верности и последовательности в самом простом смысле слова, держаться за страну и когда не самое лучшее руководство. Как при кровной связи, как в семье.

Помоги ему разгрузить вместе с ним

И, возможно, кто знает? - есть шанс для любви. Может, левые, готовые к переговорам с арабскими террористами и к далеко идущим уступкам врагам-убийцам по ту сторону зеленой линии, смогут начать диалог со своими еврейскими собратьями, живущими за той же зеленой линией.

Может, и правые будут способны немного подзабыть многолетнюю дискриминацию со стороны левого истеблишмента и не разрушать еще соединяющий нас мост. Потому что при всей оправданной критике ответственность за страну ложится на обе стороны. Какой бы возмутительной ни была позиция левых, но если тут возникнут 2 племени, то пострадает вся хамула. Можно сказать: "пусть уезжают, кого это колышет". Можно, но необязательно. Выросшие на заповеди "если увидишь осла своего недруга, упавшего под грузом, помоги ему разгрузить" и "не делай другому то, что ненавистно тебе" должны усвоить это даже если приходится иметь дело с не очень приятными людьми. Ведь помимо идеалов целостности Земли Израиля, мы воспитывались на идеалах единства народа, и у нас нет разрешения отказываться от этих идеалов. Легендарный призыв Менахема Бегина "только не братоубийственная война" имеет своими корнями учение еврейских пророков и изречения мудрецов Древнего Израиля, и они выражают не только запрет (запретительную заповедь) гражданской войны, но и повелительную заповедь единства, читаемую между слов, требующую единство и общие усилия.

Справедливо или нет, но целый сектор общества находится в кризисе, начинающемся с политических вопросов и продолжающемся вопросами религии и воспитания детей. Он чувствует, что навязывают ему, преследуют его, нападают на его достижения и идеи. Сектор, сменивший его у власти, должен протянуть ему руку, а не напоминать о поведении левых, когда те были диктатурой здесь. Почему? Потому что так поступают связанные кровной связью, ну, вы знаете - семья.

("Макор ришон" 19.05.2017)

Перевод: Лея Халфин