Гиюр - это важный процесс, но он не может служить лекарством от провалов израильских парламентариев. Пришло время вернуть Закон о Возвращении к первоначальной редакции, пока не поздно
Народы и государства ведут себя логично только после того, как испробуют все остальные опции. Так говорит один из законов Мерфи. Израильскую версию этого правила можно сформулировать как закон меча у горла: государство Израиль бросается заниматься серьезной проблемой только, когда мы уже стоим спиной к стене и тяжелый меч царапает нашу шею. Шестидневная война вытащила Израиль из "границ Освенцима", но только после того, как египтяне уже стояли у забора; в войну Судного дня ЦАХАЛ дошел до 101-го километра от Каира, но только после того, как отчаявшийся Даян уже говорил о разрушении Третьего Храма; чрезвычайная экономическая программа 1985 года вытащила Израиль из удушающей социалистической экономики, но только после того, как инфляция достигла 400% в годовом исчислении и страна находилась на грани экономического краха; опреснительные установки впервые в истории решили проблему засухи в Эрец Исраэль, но они были построены только после того, как министр сельского хозяйства Рафуль уже умолял израильтян принимать душ парами, а все лужайки были высушены.
Страусиная политика - это единственное объяснение, которое я могу найти, нашему игнорированию приближающегося кризиса Закона о Возвращении. Пока как-то выкручиваемся, так зачем что-то делать? Но есть недостаток в этом израильском подходе - ждать до 90-й минуты: даже если 10 раз сумели забить гол на последней минуте, в 11-й раз судейский свисток опередит удар по мячу.
Перед Шавуотом, когда читается книга Рут, в Израиле много говорят и пишут о гиюре. Важные раввины пишут, что надо облегчить правила прохождения гиюра, чтобы ввести в еврейский народ сотни тысяч неевреев из СНГ. Я ценю их усилия, но опасаюсь, что они действуют впустую. Во-первых, большинство прибывших неевреев не хотят проходить гиюр. Они не хотят ни устроженный, ни облегченный гиюр. При максимальном усилии мы сможем сделать гиюр еще для нескольких сотен в год, но не десятков тысяч.
Во-вторых, фокусироваться на вопросе гиюра - это как строить больницу под дырой в мосту, а потом спорить какой кашрут будет на кухне той больницы. Как написала как-то Сиван Рахав-Меир по этой теме, предпочтительней отремонтировать мост. Мост - это Закон о Возвращении, а дыра - это принятая в 1971г. поправка о "внуках евреев". У меня нет претензий к сотням тысяч гоев, приехавших сюда, среди них встречаются разные люди, лучше и хуже. У меня претензия к нам. Если в Израиле есть дефицит самолетов, надо импортировать самолеты, а не импортировать лодки и потом пытаться убедить их отрастить крылья.
В результате политической борьбы были приняты поправки к Закону о Возвращении: в 1970г. о "детях евреев", а в 1971г. - о внуках евреев. Позже были придуманы сказки, что это является отражением Нюрнбергских законов (на деле полу- и четвертьевреи призывались в гитлеровскую армию, уничтожались только евреи) Но даже если это было так, насколько логично, чтобы нацисты определили нам текст Закона о Возвращении. Достаточно, чтобы мы приняли немногих потомков евреев, в самом деле страдавших из-за того, что кто-то из их предков был евреем, а не любого, кто в тяжелом экономическом положении вспомнил покопаться в старых документах.
История сионизма учит, что раз в несколько десятков лет прибывает большая волна алии. Можно надеяться, что в недалеком будущем нас ожидает очередная волна репатриантов. Как эта волна будет выглядеть? Около двух третей американских евреев вступают в смешанные браки. В других диаспорах ситуация, видно, не лучше. Когда сотни тысяч неевреев приземлятся в Лоде, мы уже не сможем ничего сделать. Иногда кажется, что это никого не интересует кроме нескольких публицистов, но сегодня еще можно исправить. Обратитесь к нашим депутатам Кнессета и потребуйте от них: убрать парафраф о "внуках евреев" из Закона о Возвращении.
Гиюр - это важный процесс, но он не может быть лекарством от провалов наших парламентариев. Гиюр не является решением массовых национальных проблем, которые он все равно не может решить. Гиюр - это решение для нескольких возвышенных душ, желающих идти по следам Рут и вступить под сень еврейского Бога.
("Макор ришон" 26.05.2017)
Перевел Яков Халфин