(28.06-17) Некоторое время назад глава Аводы, лидер оппозиции Ицхак Герцог призвал “все здоровые силы общества” объединиться для свержения правительства Нетаниягу. Ради этого, — заявил Герцог, он даже готов отказаться от лидерства в новом объединении — в случае если его приверженцы изберут себе другого лидера.
Герцог выразил абсолютную уверенность в том, что под знамена нового политического объединения встанут все — и левые и центристские силы, которые давно заинтересованы, по его словам, в скорейшей смене правительства Нетаниягу.
24 июня в интервью Второму каналу израильского ТВ на призыв Герцога отозвался лидер находящейся в оппозиции крупнейшей центристской партии Израиля “Еш Атид”, представленной в нынешнем Кнессете 11 депутатами (и питающей надежды на следующих выборах вдвое увеличить свое парламентское представительство) Яир Лапид.
Лапид подчеркнул, что “его партия – центристская, поэтому она не пойдёт на сотрудничество с левым блоком”, который возглавляет Герцог. При этом он не скрывал, что его желание — сместить Нетаниягу с поста главы правительства. Однако объяснил это сугубо “личностными” причинами.
“С ним невозможно работать, — уточнил Яир Лапид суть своей позиции, — поскольку все решения премьер принимает единолично”.
По мнению Лапида, такой страной, как Израиль, “нельзя управлять подобным образом”.
Комментарий
Прежде мы уже отмечали, что уверенность (точнее — самоуверенность) Герцога в том, что все левоцентристские силы у него в кармане, была преждевременной и неуместной (как, впрочем, и большинство других публичных заявлений этого политика, который уже стал едва ли не притчей во языцех израильской политической жизни). Особенно — учитывая, что с приходом на пост президента США Трампа — весьма ощутимо сместился “вправо” МЭЙНСТРИМ не только израильской, но и мировой политики.
Позволим себе процитировать фрагмент из нашей статьи, посвященной данной идее лидера Аводы: “Если бы на площади Царей Израиля присутствовал хоть один здравомыслящий человек — он, вероятно, спросил бы г-на Герцога, откуда у него столь безумная уверенность в том, что центристские силы присоединятся к провозглашенной им войне с “оккупацией” и кампании оплакивания победы Израиля в Шестидневной войне. Но такого здравомыслящего человека среди участников митинга, видимо, не нашлось”.
Спасительное для Герцога чудо не произошло. Недвусмысленная и однозначная реакция Лапида даже на гипотетическую, не подкрепленную пока конкретными организационными действиями возможность присоединения его партии к “левоцентристскому блоку” Герцога, свидетельствует, что сама мысль о том, что избиратели могут отождествить партию Лапида с “израильскими левыми” — приводит “центристского” политика в ужас. Поэтому он стремится, как можно активнее и максимально однозначно — отмежеваться от лидера левого лагеря. Что само по себе — интересное явление, незнакомое ранее израильской политике.
Надо признать, что инстинкт политического самосохранения сработал у лидера центристов Яира Лапида вполне “адекватно”. Сегодня присоединение к Герцогу и левым для любого политика — смерти подобно.
Другое дело — сочтет ли избиратель достаточным последние заявления центриста Лапида. Достаточными для того чтобы голосовать за его партию, рассчитывая, что она не присоединится в какой-то момент к левым — в полном соответствии с богатыми политическими навыками израильского “центризма”.
Перспективы
“Необычное” поведение ближайшего и, казалось бы, естественного союзника по возможной коалиции — ничуть не насторожило г-на Герцога. Как, впрочем, и следовало ожидать в данном патологическом случае. Он все так же политически бодр и уверен в успехе.
В заявлении, распространенном Ицхаком Герцогом в минувший вторник, говорится, что “отказ Лапида его нисколько не удивил” (?!), и что “левоцентристский блок все же будет сформирован”. Его “создадут те, кто заинтересован в смене правительства Нетаниягу”.
Что касается Лапида — его глава Аводы обвинил в том, что он “следует собственной политической выгоде” (!). Тут, видимо, подразумевается, что все другие политики Израиля и всего мира действуют, исходя из иных соображений.
Теперь избиратели Лапида, убедившись, что он не желает заканчивать свою карьеру политическим самоубийством, присоединившись к левой Аводе (которой опросы пророчат 8 депутатских мест, взамен нынешних 24) — дружно перестанут, по мнению Герцога, голосовать за его партию. И — начнут голосовать за ультралевый блок, который сколачивает Герцог.
Каковы основания для подобного оптимизма? Сегодня этот вопрос Герцогу уже никто не задает.
Между тем, остальные центристские силы, например, партия “Кулану” Моше Кахлона, по многим очевидным причинам (см. выше), скорее всего, последуют примеру лидера израильских центристов Яира Лапида и вряд ли пойдут навстречу раскрытым объятиям г-на Герцога.
Таким образом, туманные рассуждения Герцога о том, что “широкий левоцентристский фронт по свержению Нетаниягу все-таки будет создан” — теряют какой-либо практический смысл, и все более напоминают “симптомы” горячечного бреда.
При этом политическое будущее самого центризма отныне, очевидно — напрямую будет зависеть от того, на какую дистанцию он сможет отдалиться от политических прокаженных современного Израиля — убежденных сторонников создания палестинского государства в Иудее, Самарии и Газе.
evrey.com