Еще немного о Храме, хоть мы уже перешли от "бейн мейцарим" к "бейн цимерим"
1. В Субботу Мевархин месяца Ав, которая был жарче, чем обычно по сезону, целые семьи вышли из своих домов в центре Иерусалима и в лучших одеяниях отправились в синагогу "Кагал хасидим" в сердце квартала Шаарей Хесед. В этой старой синагоге почти одновременно собираются два миньяна, и в каждом из них праздновали бар-мицву подростков из семей района. Я назову сейчас фамилии семей и прошу вас поверить, что это невыдуманная история.
Итак, одна семья - Ликер. Подросток из этой семьи поднялся к Торе на первом этаже синагоги. Вторая семья - Линкер. Подросток из нее поднялся к Торе в миньяне, который собирается на полчаса позже на втором этаже. Ликер и Линкер. Линкер и Ликер. Две замечательные семьи, у каждой бар-мицва, свои гости, похожие фамилии.
Теперь представьте себе какую путаницу это создало. Приходит еврей на торжество семьи Линкер, заходит в синагогу, указанную в приглашении, садится и начинает молиться. И вдруг, когда начинается чтение Торы и начинают вызывать к Торе, он обнаруживает, что это вообще торжество незнакомой ему семьи. Он спрашивает сидящего рядом: "Извините, это бар мицва Линкер?" Тот, не расслышав, кивает - да, продолжая читать текст. Но нет - Линкеры наверху. Тут Ликеры. Какая путаница. Это продолжилось во время Кидуша. По слухам, были выпившие 2 стакана вина или съевшие рыбу не с того стола.
И тогда кто-то сказал фразу, осветившую все событие в новом свете. Буквально сгират маагаль. "В сущности", - сказал он, - "мы исправляем тут грех, из-за которого мы печалимся в эти дни за разрушенный Храм. Ведь почему был разрушен Храм? Из-за ошибки в двух именах. У них были иные имена: Камца и Бар-Камца. И вот в Шабат бейн мейцарим все приходят и к Ликерам, и к Линкерам, и все радуются, и все рады друг другу, не важно к кому ты был приглашен. Ну, разве уже не может быть отстроен Храм?"
2. И, если позволите мне, еще немного о разрушении Храма, хоть мы уже перешли от "бейн мейцарим" к бейн цимерим.
Почему мы печалимся 9 Ава? Каждый ребенок знает. Из-за того, что Храм разрушен. А почему? Из-за беспричинной ненависти. Верно, но как это началось? Какое было первое 9 Ава в истории, отметившее этот день как день траура на поколения? Разрушение Первого Храма? Тоже верно. Но это началось раньше. Гораздо раньше. За 888 лет до разрушения Первого Храма вернулись посланные разведчики и распространили клевету об Эрец Исраэль.
"И подняла вопль вся община, и плакал народ в ту ночь". Вечер 9 Ава.
Тяжелую цену того беспричинного плача мы платим до сегодняшнего дня. Ряд событий произошли в тот день: разрушение Первого Храма, разрушение Второго Храма, разрушение Бейтара римлянами, изгнание евревв Англии Эдуардом Первым, изгнание евреев Испании Фердинандом Вторым, изгнание евреев Гуш-Катифа Ариком Шароном Первым. Бесчисленное количество бед. Что начало это? - Тот беспричинный плач в ту ночь в пустыне.
Так я не понимаю: почему мы бесконечно говорим о беспричинной ненависти, почему повторяем фразу "мутав ше-никашель бе-аhават хинам меашер бе-син'ат хинам" (лучше уж будем виноваты в беспричинной любви к другим евреям, чем в беспричинной ненависти", но не вспоминаем беспричинный плач? Я не говорю, что не осталось, что исправлять в вопросе беспричинной ненависти, но что с исправлением греха беспричинного плача? И тут есть у нас немало работы. Сколько раз мы - как народ и как индивидуумы - не рады нашей участи, жалуемся, говорим, что жизнь тут плоха? Есть много места для улучшения в этой сфере.
Так что делать? Очень просто. По тому же принципу. Идем от одной крайности к другой. Именно, как говорят нам поступать с "син'ат хинам" (беспричинной ненавистью). Вместо беспричинных жалоб и беспричинного плача надо пытаться во всем увидеть положительное. В стране, в друзьях, в себе. Благодарить за все. Радоваться всему. Короче, у меня есть слоган: "Мутав ше-никашель бе-симха шель хинам, меашер бе-бхия шель хинам" (пусть мы лучше будем виноваты в беспричинной радости, чем в беспричинном плаче". Кто хочет оформить стикер?
3.08.2017
Перевел Яков Халфин