Командование ЦАХАЛа объявило о начале масштабных реформ вооруженных сил страны, прежде всего — касающихся службы в боевых частях.
Планируется, в частности, реорганизация набора бойцов в четыре самых элитных спецподразделения – спецназ генерального штаба (“Сайерет МАТКАЛь”), спецназ ВМФ “13-я флотилия”, спецназ ВВС “Шальдаг” и спасательный спецназ 669.
Военнослужащие, которые будут призываться в эти подразделения (прием в них осуществляется на добровольных началах и после прохождения непростых тестов), будут служить не 4-5 лет, как было до сих пор, но — 8 лет. Большая часть личного состава этих подразделений будет переведена на контрактную службу, что, в свою очередь — позволит высвободить хорошо подготовленных солдат для других боевых частей.
Кроме этого, бойцы данных подразделений смогут за счет армии получить академическую степень по любой специальности, на свой выбор.
В рамках реформы, цель которой — повышение мотивации для прохождения службы в боевых частях, в данных подразделениях будут выделены три группы: части маневренного авангарда, боевые части и оперативные части боевой поддержки.
В тыловых подразделениях будут подразделения боевой поддержки и — собственно тыловые.
Соответственно, произойдет и дифференциация жалованья военнослужащих. С 1-го ноября с.г. бойцы частей маневренного авангарда получат прибавку к зарплате в размере 400 шекелей в месяц и будут получать по 2 тыс. шекелей в месяц. В дополнение к этому, раз в год они будут получать карточку на сумму 1 тыс. шекелей — деньги, которые можно использовать “для оплаты билетов в кинотеатрах, в магазинах спортивной одежды, ресторанах и центрах развлечений”.
Реформой предусмотрено также выдача после 18 месяцев службы удостоверений солдата боевых частей, ускоренное получение очередных званий, бесплатный проезд по всему Израилю, включая Эйлат, в общественном транспорте в гражданской одежде, возможность бесплатного прохождения курсов вождения и курса подготовки к психометрическому экзамену для поступления в высшее учебное заведение.
Комментарий
Сразу отметим что мы, естественно, рады улучшению условий службы солдат боевых частей и повышению их жалованья.
Однако, анализируя планируемые генштабом ЦАХАЛа реформы, мы не можем не сказать и о глубинных причинах, обусловивших проведение этих реформ.
Явная цель затеянных армейским руководством изменений, попыток многопланового улучшения социально-финансового положения бойцов боевых подразделений ЦАХАЛа — исправление достаточно хорошо просматривающегося в последнее время “перекоса” в мотивации призывников. Среди них наибольшую популярность приобретают сегодня небоевые, прежде всего — кибернетические, вспомогательные подразделения, служба в которых сопряжена с офисной работой с компьютерными сетями и программами.
Смысл реформы — уменьшить “значимость” в глазах солдат кибернетических войск и вернуть элитным боевым спецподразделениям былую популярность.
Обращает на себя внимание, что предлагаемые армейским руководством меры носят сугубо “материальный” характер. Бойцам повышают жалованье, им предоставляют дополнительные социальные льготы и выделяют “карточки отдыха”, обеспечивающие, в том числе, и право бесплатно съездить в Эйлат.
Все это в минимальной степени соотносится с глубинными причинами возникновения ситуации, при которой несколько лет подряд заметно уменьшается мотивация призывников, необходимая для того, чтобы записываться в боевые части. Все меньше и меньше молодых людей готовы рисковать своей жизнью, выполняя боевые задания, уделять львиную долю времени изнурительным тренировкам и учениям (куда привлекательней мирно и бесхлопотно сидеть за компьютером в кондиционированном офисе на военной базе, получая попутно полезные знания и навыки, которые пригодятся для строительства последующей карьеры в сфере хайтека).
Мы, безусловно — за максимально возможное уменьшение риска армейской службы. Но, вместе с тем — понимаем, что с подобными тенденциями и подобной мотивацией у армии очень мало шансов сохранить боеспособность необходимого уровня.
Ясно также, что причины уменьшения мотивации службы в боевых частях — не в денежных проблемах. И уж точно — увеличением солдатского жалованья на 400 шекелей их не решить
Мало кто из призывников рассматривает срочную армейскую службу как способ неплохо подзаработать. Армейский призыв, особенно в Израиле, всегда был связан с возможностью выполнить свой гражданский долг, возмужать, стать настоящим бойцом, способным выполнять серьезные задачи.
Именно по этой мотивации и был нанесен удар… политикой самого армейского командования, из-за самой настоящей глупости которого, армия начала эксперименты по “превращению женщин в мужчин”. Достаточно вспомнить полностью провалившийся эксперимент армейского руководства, пожелавшего, чтобы вместе с тремя мужчинами-танкистами в одном танке находилась девушка-танкистка. Смехотворность и безумие таких попыток — очевидны. Так можно добиться чего угодно, но только не повышения боеспособности танковых войск. Налицо — ослабление реальной мотивации военной службы. Данный эксперимент предполагает, что в танке будут находиться такие девушки которые способны, как это говорили в России — грузить шпалы, то есть — “железные девушки”, которые затем станут такими же “железными” матерями и женами. А если это нежные, красивые юные существа — тогда солдат, который будет нести с ними службу в одном танке, будет таким же нежным, мечтательным и расслабленным. В то время как он должен быть не романтичным парнишкой на сельской танцплощадке, но — настоящим солдатом.
Второй фактор, который нанес сильнейший удар по мотивации в армии, без сомнения — “дело Азарьи” и подобные ему дела военной прокуратуры, имевшие место в последнее время. Не случайно уже несколько лет в армии весьма популярна шутка: “Идя на боевое задание, позаботься о том, чтобы рядом с тобой был адвокат”.
Сегодня трудно утверждать, что это действительно — шутка. Когда ты стреляешь по противнику и думаешь, кто это зафиксирует на видео — только левые организации или армейский видео-оператор (в последнее время в армии появилась и такая должность) — это, разумеется, не повышает мотивацию.
И, пожалуй, самое главное — утрата понимания смысла, задач и целей существования Армии Обороны Израиля. Когда в головы солдат и офицеров вбивается ложь о том, что “территории” якобы “лишь временно” находятся под контролем Израиля — до того момента, когда политикам будет удобно и выгодно обменять их “на мир”, когда основная стратегическая цель Израиля обозначена как — отсутствие войны в данный момент.
Когда откровенно и нагло Хизбалла и ХАМАС вооружаются до зубов ракетами, - при полном попустительстве израильского военного и политического руководство, расслабленно взирающего на происходящее “сверху вниз” ,- мол, мы тоже развиваем, правда в основном, оборонительное оружие. Ибо превентивно наступать на врага нельзя - это будет противоречить западным представлениям о правах человека. Ведь и ХАМАС и Хизбалла - не официальные армии, а лишь вооруженные формирования и действуют в гуще сочувствующего им мирного населения, - а убивать мирных граждан, хоть и состоящих членами ХАМАСа и Хизбаллы и помогающим им, - не разрешается.
То есть, ХАМАСу и Хизбалле вооружаться до зубов можно, а уничтожать их нельзя, потому что они сами и вокруг них- "мирные граждане".
Перспективы
Эта морально-философская фальшивка связывает руки израильскому армейскому и политическому командованию, считающему себя “защитником европейских моральных ценностей”.
А потому, решения, которые армия принимает чтобы “повысить мотивацию”: дать чуть больше денег тем, кто будет рисковать. А также предоставить им дополнительные льготы.
Причем, льготы, скажем так, крайне сомнительного рода: возможность оплаченных армией похождений в Эйлате, и прочих крайне светских и малоумных занятий.
Ясно, что подобные “льготы” будут толкать тех, кто изначально возможно и не склонен именно таким образом проводить время в совершенно определенном направлении. При этом, мотив такой: будешь хорошо служить в боевых частях - сможешь как следует оттянуться в Эйлате.
Очень трудно представить себе что подобные стимулы - без решения коренных и серьезных проблем мотивации к службе в боевых частях - способны изменить к лучшему существующее положение.
Фактически речь идет о бездумном (не хочется считать, что это намеренно) разложении израильской армии, которую в Израиле неслучайно называют и считают — народной.
evrey.com