Вопрос призыва харедим, разваливший 2 правительства и грозивший развалить третье, сходит с повестки дня на долгие годы, возможно, навсегда
Прошлой зимой заявил зам.министра здравоохранения Яков Лицман – по согласованию со своими духовными лидерами – что если закон об освобождении от призыва не будет принят до весенних каникул Кнессета, то не будет утвержден бюджет. Бюджет был утвержден. Летом Лицман заявил, что если предлагаемый законопроект о призыве не будет изменен до окончания летней сессии Кнессета, он выйдет из правительства. Законопроект не был изменен и Лицман не уволился. В начале недели его раввины подали окончательный акт о капитуляции: даже если нынешний законопроект пройдет, ни один харедимный депутат не выйдет из коалиции.
В нашей политике харедим вообще и Яков Лицман, в частности, до недавнего времени считались форпостом надежности в море пустых слов. Чеки харедим почти никогда не возвращались (т.е. на их слово можно было полагаться). Больше этого нет. Гибкость, проявленная ими на этой неделе по отношению к угрозам Нетаниягу и декларациям Либермана, с легкостью обеспечила бы им прохождение этапа гибуш в сайерет маткаль. Жаль, что в отличие от них, Хамас не впечатлился так из-за угроз премьер-министра и министра обороны.
Законопроект, продвигаемый министром обороны Диберманом при поддержке армии – самый лучший из возможных для харедим. Но тут занимаются символами. Для Совета гдолей а-Тора нет ничего важнее, чем символ освобождения от призыва. На что это похоже? Как если бы Совет поселений получил бы гарантию, что ни одно поселение не будет разрушено, но в обмен на подпись Замбиша, Йоси Дагана и Ханаэля Дорфмана на декларации, что поселения являются препятствием к миру, и на законопроекте о компенсации тем поселенцам, которые заинтересованы покинуть поселения.
Хасидская капитуляция, поданная на этой неделе, - это полное принятие позиции ШАСа и Дегель а-Тора с почти годовым опозданием. Те, кто трижды в прошлом году чуть не развалили правительство из-за ремонта железных дорог по субботам, закона о супермаркетах и законопроекта о призыве, теперь отступили. Ветры с улицы проникли в Совет гдолей а-Тора: они усвоили, что слабое звено правых – это вопросы религии и государства и что при определенных условиях харедим вновь обнаружат себя вне правительства и с гораздо более худшим законом о призыве. Для Нетаниягу этот вопрос – повод для выборов; для Либермана – источник голосов. Для харедим это жизненный вопрос, с которым они столкнулись бы при формировании следующего правительства.
Их решение, видно, ликвидирует двадцатилетние споры о призыве харедим. Вопрос, разваливший 2 правительства и грозивший развалить третье, сходит с повестки дня на долгие годы, возможно, навсегда. По пути они поставили Лапида в невозможную позицию – необходимость голосовать вместе с правительством по вопросу, который был причиной существования партии Еш атид. После этого уже никто в коалиции не будет противиться выборам. (прим.перев. – после того как оппозиционная партия Еш атид окончательно скурвилась перед своими избирателями)
("Макор ришон", 19.10.2018)
Перевел Моше Борухович