Чтобы подытожить избирательную кампанию, стоит вспомнить, как Шимон Перес кратко подвел итог выборов 1996г., на которых он проиграл Биньямину Нетаниягу: "Евреи победили израильтян". Не случайно та фраза все еще релевантна. С тех пор и до сегодняшнего дня мы находимся в разгаре исторического процесса – битвы гигантов между двумя идентификациями в израильском обществе: с одной стороны, израильская светская идентификация, на базе которой произошел процесс возвращения к Сиону и было возрождено государство Израиль, а с другой стороны, еврейская идентификация. Первая – угасает, вторая заполняет остающийся вакуум и наследует место первой.
Борьба между двумя этими идентификациями происходила подспудно, начиная с Шестидневной войны и Войны Судного дня. Вследствие их и процессов, возникших вследствие этих войн, Ликуд пришел к власти и создал правительство с религиозными. Впервые "евреи" пришли к власти. Но тогда сущность исторической борьбы еще не осознавалась. Во время ословских соглашений борьба была гораздо более ясной, хоть прикрытие "мирных переговоров" пыталось скрыть это. Основное предназначение ословских соглашений было не принести мир – они предназначались ликвидировать "еврейские силы", поднимающиеся в израильском обществе, и особенно поселенцев и этос, который они выражали, эти соглашения предназначались для того, чтобы увековечить гегемонию израильских левых, которая была под угрозой.
Лишь спустя годы после подписания договора Осло вскрыл Рон Пундак (один из архитекторов ословских соглашений) какова была цель Осло: "Я хочу мирный договор, чтобы была "израильская идентификация". Мир не является целью самой по себе. Это средство, чтобы перевести Израиль из одной эпохи в другую – в эпоху, которую я считаю нормальной. "Израилезация" общества вместо "евреизации". Йоси Сарид сказал это своими словами на следующий день после подписаний соглашения Осло: "Улетучилась мечта о единой Эрец Исраэль". Т.е. уничтожен этос врага, угроза устранена.
Цену ословских соглашений израильские левые платят до сегодняшнего дня, и они являются одной из причин того, что они скукожились на этих выборах до 10 мандатов Аводы и Мереца вместе. Израильское общество поняло, что невозможно прийти к соглашениям с "палестинцами"; что ословские соглашения – это первостепенная глупость с точки зрения политики и безопасности; что они стоили израильскому обществу много крови; что израильские левые безответственны, не понимают окружающую действительность и не выражают израильские национальные интересы. Израильское общество пришло к однозначному выводу, что левым нельзя предоставлять власть.
Ословские соглашения были большой исторической ошибкой израильских левых. Они вызвали диалектический исторический процесс, который инициаторы Осло не предполагали и, возможно, не понимают до сегодняшнего дня. То, что должно было обеспечить продолжение власти "израильтян" и их гегемонию, превратилось в их могилу. С тех пор мы находимся в разгаре явной и декларированной борьбы между двумя идентификациями. Борьбы, которая еще не закончилась, хоть уже можно понять кто победит.
И выборы 2019г. – это часть исторической борьбы между двумя этими лагерями. Она была настоящим камнем преткновения между ними, хоть и не явно выраженной. Хоть блок Кахоль-лаван скрывал свою левизну, чтобы не быть идентифицирован с Осло, но он представлял израильских левых, которые пытались вернуть себе власть и гегемонию – и вновь безуспешно.
Им противостоял еврейский лагерь, включавший национальные силы, вязаные кипы и харедим. Если бы 7-8 мандатов этого лагеря не были выброшены на помойку по технически-политическим причинам, то победа была бы еще более мощной, а победа в исторической борьбе была бы уже сейчас явной.
Эти два блока мы все еще называем "правый блок" и "левый блок", но эти термины уже нерелевантны. Их источник в годы до создания государства, когда они символизировали различия в социально-экономической идеологии. Левые были марксистами и социалистами, правые – либералами и капиталистами. Уже после Шестидневной войны эти термины утратили свой первоначальный смысл: различие между правыми и левыми уже не было социально-экономическим, а политическим – отношением к "территориям", поселениям, идее двух государств.
Сегодня эта устаревшая терминология только затушевывает суть борьбы. Факт, что в "правый блок" мы почти автоматически включаем и религиозных сионистов и харедим, свидетельствует о неправильной терминологии. Более правильное название будет "блок израильтян" и "блок евреев" – в том смысле, в котором говорил о них Шимон Перес. Первый лагерь придерживается секуляризации, универсально-западных акцентов как базовой идентификации. Второй лагерь придерживается еврейской идентификации с акцентом на национальных ценностях. Если будем называть блоки их настоящими именами, то суть борьбы будет более понятной, а главное – победа придет быстрее.
("Макор ришон" 25.04.2019)
https://www.makorrishon.co.il/opinion/134957/
Перевел Моше Борухович