Отступление с Голанских высот уже не стоит на повестке дня, но опасность принятия нарратива врага еще существует
На этой неделе я вкусил нарратив врага. Мы путешествовали по Голанским высотам и в полдень прибыли в Кацрин. Мы вошли в пиццерию и, к нашей радости, обнаружили, что там продают и мороженое. Помимо обычных видов, там была и "глидат дардасим". Оно было синего цвета и по нему были разбросаны фигурки из этого мультфильма. Я сразу заказал порцию, чтобы отведать нарратив Гаргамеля.
У Голанских высот есть долгая история с нарративом врага. Когда мы шагали в тот день по ручью, я вспомнил, как мы гуляли там с друзьями 25 лет назад. Мы встретили длинную вереницу воспитанников организации Шомер цаир (прим.перев. – левосоциалистическая молодежная организация) Мы весело разговаривали, но затем я увидел, что такое индокринация (чтобы не сказать – промывка мозгов): во главе колонны шел их инструктор, который все время повторял в мегафон о его недовольстве "оккупацией": "Мы наслаждаемся экскурсией на Голаны, но вернем это арабам: территории в обмен на мир!" И так постоянно, без перерыва.
В те дни Ицхак Рабин намекал о своем намерении полностью отступить с Голанских высот. Перед выборами он заявлял: "Тот, кому придет в голову отступить с Голан, поставит под угрозу безопасность Израиля". После выборов он обратился в другую сторону. "Мы повзрослели", - объяснил он. Со временем стало известно, что он заявил американскому гос.секретарю Уоррену Кристоферу, что Израиль готов отступить к линиям 1967г. Барак и даже Нетаниягу были готовы к уступкам на Голанах.
Поселенцы Голан начали энергичную общественную кампанию с помощью простого и гениального лозунга Ури Орбаха "а-ам им аГолан" (народ с Голанами). На демонстрациях вновь и вновь озвучивали из динамиков слова Рабина "Поставит под угрозу безопасность Израиля". Но похоже, что отступление было предотвращено из-за глупости арабов. Сирийский диктатор Хафез Асад упрямился помыть ноги в Кинерете. Говорят, что его переговоры с Эхудом Бараком были взорваны из-за разногласий о кромке в 100 или 10 метров.
Поблагодарим Всевышнего за глупость Асада. Без нее ад, бушующий в Сирии, проник бы на наш задний двор. По оценкам, с 2011г. в гражданской войне в Сирии погибли 600 тыс чел. 2 миллиона сирийцев были ранены, 6 миллионов бежали из своих домов, среди прочего от страха от химического оружия Асада. Если бы все это происходило на берегу Кинерета, то государство Израиль было бы сегодня совсем в другом положении.
Все годы по сирийскому вопросу израильские СМИ поддерживали ту сторону, которую они всегда поддерживают. Наш редактор Хагай Сегаль опубликовал в свое время длинную статью "Как израильские СМИ чуть не отдали Голанские высоты". Вот несколько приведенных им примеров. Север Плоцкер писал в 2004г. "По оценке ЦАХАЛя, у Израиля нет военной необходимости продолжения оккупации Голанских высот". Он добавил, что у мирного соглашения с Сирией будет цена, "но выигрыш Израиля больше в десятки раз, чем эта цена". Различные "специалисты", не колеблясь, поддерживали эту модную позицию. "Мирное соглашение с Сирией – высший интерес всех нас", - постановлял в 2011г. генерал запаса Ури Саги. Как хорошо, что это утверждение не было поставлено перед экзаменом действительности.
Переговоры с Сирией опирались якобы на соображения real politic, но на фоне всегда был "нарратив другой стороны". Как и в отношении Иудеи и Самарии, навязывали нам мировоззрение, что Израиль – оккупант, что оккупация – это проблема, что без оккупации наступит рай. "Голаны – сирийская земля, и мы находимся на сирийской земле", - говорил Шимон Перес в 1995г. Он добавил: "С исторической точки зрения, Голаны никогда не считались частью государства Израиль". К истории относились тогда очень селективно: археологические находки на Голанах, связанные с еврейским народом и еврейской историей, еврейские надписи, остатки синагог, рисунки меноры на базальте – эта часть истории стиралась и замалчивалась.
Можно надеяться, что признание Трампом аннексии Голан закрыло дверь перед подобными размышлениями. Израильтяне любят летом путешествовать по Голанским высотам, называют их "нашей Тосканой", хвалят пейзажи и воду и жалуются только на цены в циммерах. Но невозможно полагаться на нашу короткую общественную память. Израильтянам трудно избавиться избавиться от склонности принимать чужой нарратив. Я хочу предложить простой экзамен: прежде, чем вы одеваете чужие туфли, подумайте где прошли раньше эти туфли. Стоит ли делать это психологическое усилие – одевать туфли, которые минуту назад шагали по горе трупов? Разве образ жизни и "достижения" наших соседей к северу вызывают желание одеть их обувь – хотя бы на минуту?
А что в отношении нарратива Гаргамеля? Я обнаружил, что "глидат дардасим" подозрительно напоминает мороженое со вкусом тропических фруктов и винограда. Не стоило.
("Макор ришон" 26.07.2019)
https://www.makorrishon.co.il/opinion/157405/
Перевел Моше Борухович