Вирус Корона наносит ущерб людям, но и религиям, нуждающимся в правилах, общественной повестке дня и публичных церемониях – трех вещах, отобранных у нас. Только одна религия процветает
Верно: были более тяжелые периоды в истории. Мировые войны, черная чума, испанский грипп. Но человечество – по крайней мере, его западная часть, но не только – избаловалось с тех пор; сегодня у нас есть более высокие стандарты для простого, но всеобъемлющего понятия "жизнь". В сущности, кроме пожилых, переживших Катастрофу и период от возрождения государства до Войны Судного дня, большинство из нас не имеет в своей крови антител, требуемых для того, чтобы справиться с новой угрозой, прибывшей к нам с Дальнего Востока.
Маленький вирус, бушующий в эти секунды и в бешеном темпе размножающийся в мире, наносит ущерб всем областям жизни – от экономики до семейной жизни – и эти часы бедствия человечество склонно обратиться к издавна самому устойчивому в мире – к религии.
У любой религии есть две центральные характеристики – консервативный и общественный характер. У религии есть ясная и упорядоченная система правил, со временем она создает ритуалы и обычаи, посредством которых верующие выражают свою часть в сохранении религии, и религия не склонна изменять их или производить в них обновления, которые могут сдвинуть религию с ее пути. Параллельно религия нуждается в обществе, иначе она умрет. На протяжение всех поколений стояли сыны Израиля под горой Синай принять Тору. Невозможно провести полную молитву без присутствия 10 евреев. Общество. Также и церкви с мечетями предназначены для массовой молитвы.
В религиях есть элемент самоизоляции – монашество, отречение от мирской жизни, одиночество – но они всегда ограничены ясными рамками времени и места. Золотой путь религии – общественный, массовый, перед глазами всех.
И по двум этим характеристикам – консерватизм и общественный характер – жестоко бьет вирус Корона. Он новый, удивляющий, запутывающий, без известных нам правил, абсолютно не консервативный вирус. А общественный характер? Этот вирус очень любит массовость, так он распространяется и поражает множество людей. В ответ мы скучиваемся в домах, вздыхаем в кругу семьи, закрываем двери синагог. Прямо противоположное иудаизму. Прямо противоположное религии.
Религия – это один из мировых институтов, которым Корона нанесла самый большой ущерб, и интересно будет взглянуть как она выйдет из этого в итоге: окрепнувшей, ослабшей или все пройдет и ничего не изменится. Пока все, что нам остается, - это молиться. В одиночестве.
Но религия не обязана быть чем-то древним, вроде иудаизма, христианства или ислама. Одним из центральных хобби в последнее время является отслеживание маршрута больных Короной до того, как проявились симптомы, - минздав публикует эти маршруты с целью посадить в карантин тех, кто находился рядом с больными. Речь идет о захватывающем взгляде на повестку дня израильтян из различных мест и общественных секторов. Это может рассказать многое о нас.
В списке нет имен, но все же почти в отношении почти всех опубликованных маршрутов можно с высокой достоверностью определить социально-экономический профиль: светский прожигатель жизни из Гуш-Дана, хабадник из Кирьят-Малахи, девушка из религиозно-сионистской ульпаны в Модиине.
Маршруты чуть ли не пишут себя, а места, в которых побывали больные, повторяются снова и снова, день за днем, с почти религиозной приверженностью. В сущности, почему почти? Речь идет о религиях. Есть там религиозные признанного сорта, молившиеся Шахарит, Минху и Арвит каждый день в той же синагоге. Но что вы скажете о религии еды? Немало больных посетили в течение нескольких дней множество кафе, ресторанов и прочих мест, поставляющих готовую еду, - все это в дозах, которые можно объяснить только религиозной приверженностью традиции, которую нельзя нарушать.
В маршрутах больных, конечно есть самое уважительное представительство верующих религии полетов за границу. Хоть эта религия относительно новая для израильтян – со времени политики открытого неба- но нельзя пренебрегать ею. Среди святых мест этой религии – сайты, которые с религиозной приверженностью продолжают в эти дни рекламировать дешевые полеты следующей зимой в Амстердам (62 евро туда-обратно).
Кто вообще думает сейчас о полете в Европу? Эти люди сошли с ума? Ответ – нет. Они держатся за религию. За ритуалы, за традицию, за человеческую необходимость в надежде, которая больше нас, на лучшее будущее.
И есть еще религия, о которой тоже надо говорить в эти дни. Религия "только не Биби".
В количественном отношении это, возможно, секта, а не религия, но за короткое время она выработала религиозные обычаи, несколько пророков и лидера, который время от времени меняется, потому что цель освящает средства. А мишень – это Нетаниягу.
Фанатики этой религии не считаются с вирусом. У них есть мечта и они продолжают в полную силу. Возможно, эта религия понесла наименьший урон в последнее время. Видно, в ней есть нечто, чего нет в других религиях, какая-то сжигающая страсть и чувство мессианства, которого нет в более организованных религиях, которые так или иначе склоняют головы перед вирусом и ждут когда пройдет гроза.
Мы находимся в бешеном периоде. Угрожающем. Не легком. Мировые религии – это стена, на которые люди опираются. Но стены дрожат. Скорее всего, религии и верующие выдержат. И этот вирус в итоге пройдет, и мы вернемся молиться, как прежде в группах, есть в ресторанах 3 раза в день, вернемся в Норвегию за 120 евро. И представителям религии "только не Биби" не надо волноваться. Похоже, что у них есть иммунитет от всего, что им может встретиться по пути. Такова сила веры.
("Макор ришон" 20.03.2020)
Перевел Моше Борухович