Maof

Friday
Nov 22nd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Угрозы досрочных выборов, вышедшие на этой неделе из канцелярии премьер-министра, учат, что Нетаниягу всерьез взвешивает роспуск правительства в считанные месяцы * План века: и Нетаниягу все еще ожидает окончательные карты от американцев, которые подумывают поддержать распространение суверенитета только на поселенческие блоки

Еще не прошел месяц со времени приведения правительства к присяге, свежие министры только начали изучать свои министерства или, как в некоторых случаях, пытаться создать их с нуля, новые оппозиционеры еще не привыкли к жестким скамьям оппозиции и все в политической системе еще не перевели дыхание от трех последовательных избирательных кампаний, но один человек уже осмеливается рассуждать вслух о четвертых выборах. Это Биньямин Нетаниягу.

Ряд угроз досрочных выборов, вышедших на этой неделе из канцелярии главы правительства показывает, что Нетаниягу уже строит стратегию выхода. Почти каждый день мы слышали о новом возможном поводе для роспуска Кнессета. Вначале это были напряженные отношения с "паритетным партнером". Председатель коалиции Мики Зоар предупредил в интервью на радиостанции Галей ЦАХАЛ, что "взаимные нападки между нами и блоком Кахоль-лаван могут привести к развалу правительства", но странным образом этот человек, чья задача – удерживать части коалиции в связке, не был озабочен идеей развала коалиции. Не ясно была ли это угроза или стремление сердца. Затем был брифинг высокопоставленных ликудников о том, что "если не будет распространения суверенитета, то будут выборы". Через считанные дни было передано официальное сообщение БАГАЦу, что судебное постановление даже частично отменяющее коалиционное соглашение "вынудит политическую систему идти на дополнительные выборы".

Кемпейн Биби-Трамп

Сам нетаниягу еще не решил хочет ли он выборов, но он заботится оставить эту опцию на столе. Человек, встречавшийся с ним несколько раз в последнее время, получил впечатление, что премьер-министр не смирился с результатами выборов. Он и сыт, и голоден. Разрывается между штурвалом власти в его руках и ограничениями партнерства с Ганцем, а также датой рокировки через полтора года. Он мечется между страхами от последствий Короны на экономику и опьяняющими опросами общественного мнения. Ликуд по опросам получает более 40 мандатов, а в целом правый блок – от 64 до 67, включая партию Ямина, которая вернется в его объятия по первому его знаку. Политический блок, бросавший ему вызов в течение последнего года, раздавлен: Ганц с оставшимися у него полутора десятками депутатов уже не выглядит как властная альтернатива. Яир Лапид без генералов даже при поддержке Либермана не преуспеет вновь стать угрозой.

У Нетаниягу есть полтора года думать, пока он не вынужден будет передать власть Ганцу, но настоящее временное окно гораздо уже. Согласно коалиционному соглашению, любое изменение или отмена коалиционного соглашения БАГАЦем в первые 6 месяцев каденции (а по большинству оценок БАГАЦ сделает это) – причина для роспуска правительства, при этом Нетаниягу не должен будет уступить канцелярию Ганцу – ведь вина за роспуск правительства будет на БАГАЦе. Еще одна точка выхода – через 9 месяцев: если будет принят одногодичный бюджет на 2020 год и потребуется утверждение бюджета на 2021 год, Нетаниягу сможет провалить принятие бюджета и дать правительству пасть без того, чтобы Ганц получил его место в соответствии с параграфом, постановляющим, что если одна из сторон разваливает правительство, то автоматически вторая сторона занимает канцелярию премьера до выборов. Даже если будет найдена еще одна причина, более поздняя, то развал соглашения с Ганцем после года в коалиции будет выглядеть чересчур жульническим трюком, к тому же ничего хорошего не светит Нетаниягу в 2021 году: свежие безработные Короны будут еще больше огорчены через год. Страх эпидемии пройдет, обещания компенсаций, смягчающие пока гнев, могут разбиться об действительность стагнации и бюджетного дефицита. И суд над Нетаниягу, начавшийся и тут же ушедший в многомесячный отпуск для изучения дела, к началу следующего года дойдет до этапа рассмотрения доказательств, тогда он будет вынужден каждую неделю являться в суд. К тому же, учитывая хаос в США, никто не может поручиться, что дружественно настроенный к нам Трамп продолжит сидеть в Белом доме после ноябрьских выборов. В окружении Нетаниягу некто уже предложил с улыбкой провести и у нас выборы в тот же день. Тогда кемпейны Трампа и Нетаниягу можно было бы вести из одного штаба.

4 Америки

Отмена БАГАЦем закона об упорядочивании поселенческих форпостов не удивила инициаторов законопроекта, но время вынесения постановления судом обострило огорчение в Ликуде. Высокопоставленные министры, председатель Кнессета и депутаты выпустили гневные пресс-релизы против судей, но параграфа преодоления все еще нет. У блока Кахоль-лаван есть право вето на это. А пока в партии Ямина получили еще одну возможность бросить вызов Нетаниягу справа. Шакед вспомнила из оппозиции, как она навязала Нетаниягу этот закон, поставив его на голосование в межминистерской комиссии по законодательству в противоречии с указанием Нетаниягу. Она также позаботилась отметить дополнительные юридические инструменты, продвинутые ею, которые сейчас будут заторможены новым министром юстиции Нисенкореном. В Ликуде поспешили пообещать провести закон заново вместо того, чтобы объяснить, что распространение суверенитета сделает этот закон излишним. Ведь если израильское законодательство будет распространено на все поселения, то можно будет вести борьбу за каждый дом в улучшенных условиях. Правоохранительные функции в области планирования и строительства перейдут от армейского Гражданского управления к местным и районным советам, а обсуждение перейдет из БАГАЦа в окружные суды, где арабские податели исков должны будут доказывать свое право владения. Также будет еще ряд юридических инструментов, которых не было для защиты домов в Нетив авот и в Амоне. Но чем ближе возможная дата распространения суверенитета, тем более затушевываются детали. Начальная дата не выглядит реальной, а карта еще не представлена никому, и как раскрыл Бени Ганц главам Совета поселений – не представлена даже ему – альтернативному премьеру.

Ироничным образом их встреча на этой неделе с Ганцем была гораздо более мирной, чем встреча на прошлой неделе с Нетаниягу. Когда нет ожиданий, то нет и разочарований. Распространение суверенитета было упомянуто как бы между прочим, а большинство обсуждения было посвящено текущим нуждам поселенцев. "Вы должны действовать, как мапайники", - порекомендовал Ганц, - "брать то, что можно, а потом заниматься остальным". Присутствовавшие улыбнулись. Они не поняли было ли ответом на представленные ими требования в области безопасности или дружеский совет по решению внутренних поселенческих споров по вопросу плана Трампа-Нетаниягу. Никто не позаботился выяснить, что подразумевал вежливый министр. Ключи все равно не у него, а у Нетаниягу и Трампа. Единственный израильский политик, находящийся в курсе дел, - это председатель Кнессета Ярив Левин. Высокопоставленный поселенец попытался выжать из него намек на то, как выглядит карта, но получил впечатление, что ни Левин, ни Нетаниягу не имеют окончательной карты, а ждут ответа от американцев, которые озабочены сейчас другими делами.

Высокопоставленный политик пожаловался, что есть "4 Америки": Америка демпартии, противящейся аннексии. Америка посла Фридмана, чья позиция находится на правом фланге Совета поселений. Америка Кушнера, придерживающегося холодной деловой дипломатической позиции. И Америка Трампа, чьи действия никто не может предвидеть, зависит от настроения и опросов. Американцы еще не приняли принципиальное решение по вопросу сколько энергии они готовы затратить, чтобы ублажить все стороны. От ответа будет зависеть объем аннексии: от 30%, включая долину Иордана, все поселения и территорию вокруг них, до мини-аннексии "трех пальцев" – Ариэль, Маале-Адумим и Гуш-Эцион, в отношении которых есть консенсус. Только потом пригласят графиков.

(БеШЕВА, 11.06.2020)

Перевел Яков Халфин