Maof

Wednesday
Jan 15th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 
Демонстранты с Капитолийского холма и протестанты с улицы Бальфур – это две стороны одной медали: и те, и другие опасаются демографии и чувствуют, что у них украли страну. Это опасный рецепт

За 2 часа до взрыва серьезных волнений на Капитолийском холме в Вашингтоне я отправился на площадь Горена неподалеку от моего дома в Петах-Тикве посмотреть на демонстрацию "черных флагов", "crime minister" и "убирайся". Там было ненамного больше ста человек, но они были шумными и энергично выкрикивали лозунги. Они призывали главу правительства идти домой, называли его "диктатором" и т.д.

Я смотрел на них и не понимал, чего они хотят. Разумеется, дошел до них слух, что в конце марта пройдут парламентские выборы. Видно, и они знают, что правящее правительство абсолютно законное, хоть это и сводит их с ума. И зачем устраивать демонстрацию у дома юр.советника правительства? Разве дело в закупке подлодок? Вы превратились все в Буги Яалона?

Вернувшись домой, я начал просматривать репортажи из Вашингтона и вдруг понял: персонажи на экране телевизора и те, что я видел на площади Горена, - это зеркальное отражение. 2 стороны одной медали.

Я собираюсь смешать тут левых и правых таким образом, который не обязательно соответствует признанным повесткам дня. Так вот: левые, уже много недель устраивающие демонстрации у резиденции главы правительства на ул.Бальфура в Иерусалиме и время от времени наведывающиеся в наш тихий и скучный в хорошем смысле город, чувствуют, что у них украли страну. Их отцы создали ее (см.высказывание Амира Аскеля), они унаследовали ее и правили немало лет. Власть была отобрана у них в 1977г. с соблюдением правил демократии, но они не верят в это до сих пор.

В глубине души их так уж волнует Биби. Разумеется, он символ, но если Беннет станет премьер-министром, они найдут, что сказать о нем и причину устраивать демонстрации против него и требовать отставки. Также с Гидеоном Сааром, Айелет Шакед и Исраэлем Кацем.

Чтобы было ясно: это нормально проводить демонстрации, в этом нет проблемы. Но какова цель? Цель – захватить заново власть. Им уже ясно, что это не произойдет на избирательном участке, так они пытаются сделать это на улице. Они знают, что с точки зрения демографии их величие уже позади. Группы населения, составляющие базу правых, все время увеличиваются, а они остаются в маленьком пузыре, все время уменьшающемся. Вместо того, чтобы попробовать присоединиться к другим группам в стране, приблизить их к себе и изменить их политические суждения, они заняты убеждением друг друга в своей правоте и лишь обостряют риторику в адрес тех, кто отличен от них. Результаты видны в опросах и на избирательных участках, и они лишь ухудшаются для левых. Порядка 80 мандатов для правых всех сортов – это самый лучший признак общественного падения левых демонстрантов и их представителей в СМИ.

Когда земля дрожит

Сравнения никогда не работают точно, но почти все, что мы говорили об израильских левых, верно в отношении американских правых. На последних четырех избирательных президентских кампаниях кандидаты от демпартии получили больше голосов, чем республиканцы. Из 8 последних избирательных кампаний (т.е. с 1992г.) лишь один раз республиканцы получили больше голосов, чем демократы. Лишь благодаря системе электоров Трамп стал президентов в 2016г., хоть получил меньше голосов, чем Хиллари Клинтон. Так же Джордж Буш-младший победил Эл Гора в 2000г.

Избирательная база Республиканской партии – белые протестанты – чувствуют что у них украли страну. Их праотцы создали ее, а она уплывает от них из рук. Группы населения, массово голосующие за демпартию, увеличиваются за счет численного роста испаноязычных латиноамериканцев и за счет увеличения участия в выборах черных, предоставивших на этой неделе историческую победу демпартии на внеочередных выборах двух сенаторов в Джорджии. Вместо того, чтобы попробовать присоединиться к этим группам населения, республиканцы предпочитают закрыться в своем пузыре и выдвигать претензии ко всем, кроме своей политической грамотности.

Это, разумеется, обобщение. Есть черные республиканцы и есть испаноязычные республиканцы. Трамп даже преуспел увеличить процент голосующих среди них за республиканцев. Но, по крайней мере, сейчас это незначительное меньшинство среди цветных. Волнения этой недели в Вашингтоне, помимо утверждений о гигантской фальсификации на выборах, свидетельствуют об огорчении правящего класса, чувствующего, что земля дрожит у него под ногами и, возможно, уже слишком поздно, и что единственный путь сохранить свой статус – это демонстрации и насилие.

Израильские левые находятся в бОльшой беде, чем американские правые, но обе группы в беде, и обе должны изобрести себя заново. Я мал, чтобы раздавать советы одной из двух этих сторон, но по пути к возможному решению, которое вытащит их из болота, они обязаны осознать ситуацию и увидеть правильно демографию и социальные процессы. Израильские левые никогда не вернутся к правящей позиции, если не начнут обращаться на равных к группам населения, находящимся, с точки зрения левых, на другом полюсе, и перестанут пренебрегать ими и их верованиями. Также и американские правые, уже начавшие открывать для себя потенциал, скрытый среди консервативных латиноамериканцев и пытающиеся говорить с ними, но пока еще республиканцы в плену своего слишком белого электората, слишком протестантского.

Если эти две группы – которые, видно, не согласны между собой ни в чем, но находящиеся в одной беде – не раскроют глаза, то они продолжат торчать позади. Проблема в том, что такое положение – рецепт беды. Стоит остановить ее до того, как она случилась. Иначе то, что мы видели на этой неделе в Вашингтоне и на нескольких демонстрациях левых на ул.Бальфура, включавшие прорыв полицейских ограждений вплоть до резиденции премьер-министра, может стать только пробой.

("Макор ришон" 8.01.2021)

Перевел Моше Борухович