Выход Идит Сильман из коалиции Беннета-Лапида сорвал карты у обоих политических лагерей. В коалиции пытались на этой неделе изображать business as usually, но они не смогут долго продолжать этот спектакль. Когда Кнессет вернется с каникул (прим.перев. – после Дня Независимости), ощущение кризиса дойдет до максимума и возникнет чувство, что, в сущности, правительство дошло до своего финиша. Но каждый кризис заключает в себе возможность и развал правительства не обязывает распустить Кнессет и идти на новые выборы. Можно и нужно подумать о креативных путях вернуть устойчивость политической системе без того, чтобы вновь идти на избирательные участки. Одним из этих путей может и даже должен быть формирование правого правительства во главе с министром юстиции Гидеоном Сааром.
Это предложение вначале может показаться сомнамбуличным и не привязанным к нынешней политической реальности. Но когда рассмотрим и детализируем его, то стоящая за ним логика прояснится. Во-первых, политический кризис, в котором находится государство Израиль в последние 3 года, никуда не делся. Согласно всем опросам, опубликованным в последнее время, нынешняя ничья в силе и дополнительные выборы не приблизят нас к формированию обычного коалиционного правительства из тех, что мы видели 74 года. Если еще одни выборы ничем не помогут достижению политической устойчивости, то нет смысла стремиться к этим выборам. Лучше найти решение, которое позволит формирование нового правительства, которое прослужит три с половиной года до конца каденции нынешнего Кнессета.
Вторая предпосылка, которая, к сожалению, доказана вне всякого сомнения, - это то, что во главе нового правительства не сможет быть Биньямин Нетаниягу. Бывший премьер-министр по всем качествам и опросам на много превосходит всех оппонентов, но этого недостаточно. Чтобы стать премьер-министром, надо получить большинство в Кнессете, а Нетаниягу не может это сделать. При этом у правых партий есть твердое большинство в нынешнем Кнессете – 65 мандатов, и это даже если не включать НДИ в число правых партий. Поэтому решением должно быть создание правого правительства, во главе которого будет не Нетаниягу.
Глава этого правительства не может прийти из Ликуда, потому что у Ликуда есть один лидер – Нетаниягу. Он также не может прийти из партий правого блока в его нынешней версии, потому что они верны Нетаниягу. Таким образом мы остались с Нафтали Беннетом и Гидеоном Сааром. Первый уже получил возможность создать устойчивое правое правительство и провалился. Поэтому естественный кандидат – Саар.
У министра юстиции есть немало недостатков, но у него есть одно большое достоинство – он очень опытный политик. Все политические трюки, которые Беннет, Лапид и другие новички еще не выучили, Саар может проделать во сне. Коалиция во главе с ним будет проще для функционирования, потому что идеологические разногласия будут меньше.
Сложным вопросом в формировании этого правительства будет статус главы Ликуда Биньямина Нетаниягу, но и для этого еврейская голова уже придумала патент. Поправка к Основному закону о правительстве, создавшая институт альтернативного правительства, создала также статус альтернативного премьер-министра. Хоть правительство будет во главе с Гидеоном Сааром, но Нетаниягу будет в нем альтернативным премьер-министром. Министры от Ликуда будут подчиняться ему, а не Саару, и он продолжит возглавлять свою партию. Дата смены будет установлена за неделю до окончания каденции нынешнего Кнессета, и так Саар сможет быть премьер-министром целую каденцию. Особый статус позволит Нетаниягу высокое политическое положение, а, с другой стороны, оставит ему достаточно времени для юридической защиты на судебном процессе. Это в надежде, что до конца каденции прояснится картина на суде над Нетаниягу и политическая система сможет упорядочиться заново в соответствии с этим.
("Макор ришон" 15.04.2022)
Перевел Моше Борухович