Maof

Friday
Nov 22nd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Гражданский протест – это возвышенное выражение демократии. Граждане выходят из своих домов за счет своего досуга и вместо того, чтобы валяться перед телевизором или компьютером, выбирают озвучить протест, действовать ради лучшего общества и лучшего будущего для нас всех. Такой протест не обязан быть вежливым. Иногда неприятно слушать все, что там говорится, но само гражданское действие достойно, радует и даже греет сердце. Тот, кто идет демонстрировать, свидетельствует о том, что он является частью общества, его сердце здесь, страна – его страна и поэтому он борется за то, по какому пути она идет. Но не все демонстрации и не все протесты достойны и радуют в той же мере. А есть и такие, которые вызывают вопросительные знаки и удивление.

Таким был новый тип протеста, ворвавшийся в нашу жизнь в последние 2 недели – "протест рабочих мест". Вначале это были крупные адвокатские фирмы, за ними пришли несколько компаний хай-тек. И те, и другие призвали своих сотрудников выйти демонстрировать против юридической реформы министра Левина за счет рабочего времени и при оплате этих часов работодателем. Является ли такая демонстрация достойным гражданским протестом? Очень сомнительно.

Линия, разделяющая между формальной демонстрацией и аутентичным протестом, - это свободное желание. Официальные формальные демонстрации есть и в Иране, и никто не назовет их "гражданским протестом". Когда работодатель поощряет своих работников выйти на демонстрацию, не ясно до какой степени слова, которые они озвучивают, принадлежат им. Есть место для подозрения, что часть таких демонстрантов участвуют в демонстрации прежде всего, чтобы их босс увидел, что они придерживаются "правильных" убеждений, хоть их сердце с этим не согласно. Блажен тот, чья совесть позволяет ему участвовать в таком спектакле, но что делать адвокату или хайтекисту, который поддерживает действия нынешнего правительства, в данном случае – реформу Левина? Кто гарантирует, что стойкое придерживание своих принципов не будет ему стоить потери статуса на рабочем месте или даже увольнения?

Рабочее место не обязано быть идеологически нейтральным. У работодателя могут быть политические убеждения, и нет проблемы в том, что работники осознают это. Но рабочее место обязано позволить широкий простор в политической области. Работнику, чьи убеждения отличаются от убеждений большинства окружающих его на работе, а тем более от убеждений его начальства, достаточно тяжело и без призывов выйти на организованную работодателем демонстрацию по вопросу, противоречащему его мировоззрению. Такой призыв обостряет проблему и усиливает опасение работников свободно выражать свои убеждения.

Возможно, есть такие, для которых такая действительность удобна, и они хотели бы, чтобы придерживающиеся определенных взглядов стеснялись своих убеждений. Но и им стоит помнить, что круг вертится и что тот, кто сегодня преследует других, может в будущем оказаться преследуемым.

("Макор ришон" 27.01.2023)

Перевел Моше Борухович