Maof

Tuesday
Dec 24th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Сегодня, как и в прошлом, призыв к прекращению палестинского террора является безусловным и требует немедленного воплощения. Без полного соответствия этим требованиям «Карта дорог» превращается в бессмысленный документ, и его судьба будет подобна судьбе соглашения Осло, плана Тенета, плана Митчелла и обширного набора других изъявлений хороших намерений, предлагавшихся в течение последних десяти лет. Ниже приведена в сокращенном виде статья, опубликованная Иерусалимским центром общественных отношений (JCPA) на сайте  www.jewishpublicaffairs.org 27 августа 2003 г.  и написанная Эли Кажданом, старшим научным сотрудником JCPA, и Дэвидом Кейесом, который в настоящее время работает помощником бывшего посла Дори Голда в JCPA.

Требования «Карты дорог» были категорически проигнорированы как палестинской администрацией, так и Квартетом. Это объясняется, отчасти, тем фактом, что худна, временное прекращение огня, предложенное террористическими организациями, в принципе не соответствовала условиям прекращения огня, сформулированными в «Карте дорог».

Худна не привела к прекращению насилия
Несмотря на глубокий шок и чувство гнева, вызванные на прошлой неделе терактом самоубийцы в иерусалимском автобусе, в котором погиб 21 человек (включая шесть детей), возвращавшихся после молитвы у Стены плача, он вряд ли должен был оказаться неожиданным. Оглядываясь назад, нельзя не признать, что это было неизбежным, поскольку теракт этот был только последним в серии нападений, осуществленных палестинцами в течение последних нескольких месяцев. И в самом деле, после 29 июня 2003 года – дата, когда была официально объявлена худна - палестинцами было совершено не менее, чем 240 террористических нападений – в среднем, четыре нападения в день.
При всей той информации, которая широко распространялась в связи с худной, можно было подумать, что она была одним из начальных этапов «основанной на конкретных достижениях «Карты дорог», ведущей к решению ‘два народа - два государства’». Но это не так. На самом деле, худна, временное исламское перемирие, которое разрешает восстановить свои силы для противостояния врагу, противоречит как букве, так и духу «Карты дорог».
Первое же предложение текста первого этапа в «Карте дорог» однозначно говорит о том, что палестинцы должны «немедленно осуществить безусловное прекращение актов насилия». Худна – соглашение, заключенное палестинской администрацией, Хамасом и Исламским джихадом – далеко не соответствует требованию безусловного прекращения насилия: она ограничена во времени (тремя месяцами) и поставлена в зависимость от освобождения Израилем палестинских заключенных.
Проблема, однако, не сводится к простой семантике; худна вообще не привела к прекращению насилия. Такое грубое нарушение палестинцами трех жизненно-важных требований «Карты дорог» - а фактически, диаметрально противоположное их поведение - в сочетании с полным отсутствием хоть какой-то критической реакции Квартета или его эффективных действий по вопросам безопасности обеспечили неизбежность продолжения палестинского террора.
«Карта дорог» поставила перед палестинцами три критических требования, каждое из которых было категорически проигнорировано палестинской администрацией и Квартетом.

Требование №1: Непрекращающиеся действия палестинской администрации против террористов и ликвидация их инфраструктуры.
«Карта дорог» определяет, что «перестроенный и переориентированный аппарат безопасности палестинской администрации начинает непрекращающиеся, нацеленные и эффективные операции, предназначенные для борьбы со всеми теми, кто занимается террористической деятельностью, и демонтаж инфраструктуры и средств, стоящих у них на вооружении».
В то время как это требование выглядит совершенно однозначно, палестинская администрация не предприняла никаких существенных шагов по демонтажу инфраструктуры террористов. Более того, премьер-министр Махмуд Аббас настойчиво заявлял, что он не будет этого делать. «Разоружение Хамаса, Джихада и палестинских организаций вообще не рассматривается нами как приемлемое направление наших усилий», сказал он. Мухаммад Шехадех, глава военного крыла Исламского джихада и опытный специалист по изготовлению бомб, подтвердил: «Мы пришли к соглашению и взаимопониманию (с ПА), что они не будут арестовывать наших активистов и устраивать рейды в наши офисы и учреждения, а также не будут конфисковать наши деньги». Лидер Исламского джихада Мохаммед аль-Хинди признал, что ни одной из его террористических групп не было предъявлено требование разоружиться, и никто не был заключен в тюрьму.
Эта ситуация  оказалась неизбежной и по другой причине. Стало совершенно невозможным консолидировать все палестинские организации безопасности под властью одного министра, как этого требовала «Карта дорог», когда Квартет согласился с гибридной, двуглавой структурой палестинской администрации, в которой власть была поделена между Ясиром Арафатом и Махмудом Аббасом. Каждый контролировал свои собственные службы безопасности. Не может быть эффективного ответа на терроризм, когда руководители соперничают друг с другом. Президент Буш сказал в своей речи 24 июня 2002 года, что те, кто скомпрометировал себя участием в террористической деятельности, не должен быть частью палестинского руководства – имея в виду, прежде всего, Арафата. Квартет пошел на компромисс по сравнению с первоначальным планом Буша и не отстранил Арафата от власти, что и привело к нынешнему кризису.

Требование №2: Конфискация незаконного оружия.
10 августа 2003 года начальник Генерального штаба армии Яалон, сообщил, что через палестинский КПП был пропущен грузовик, груженый ракетами «Кассам». Были также пропущены автомобили с террористами Исламского джихада. Но незаконный провоз оружия по дорогам – это всего лишь верхушка айсберга. От четырех до тринадцати туннелей в районе Рафаха, пересекающих под землей узкую полосу вдоль границы между Израилем и Египтом, контролируемую израильской армией, действуют круглые сутки, представляя собой часть разветвленной подземной системы для контрабанды оружия. В течение последнего года армия разрушила 25 таких туннелей. Недавние действия ПА против туннелей, проведенные перед камерами западных телекомпаний, были фактически разыгранным спектаклем: вместо того, чтобы разрушить туннели взрывом, палестинцы временно закрыли один из выходов песком и камнями.
Разветвленная сеть, состоящая из 24 лабораторий по изготовлению бомб, 20 групп, промышляющих контрабандой оружия, и около 50 тысяч единиц незаконного оружия, систематически игнорируется палестинской администрацией, в то время как временное перемирие дает террористам время и возможность перегруппироваться и планировать новые нападения. Лидер Исламского джихада аль-Хинди объясняет: «Вполне естественно, что мы восстанавливаем силы во время худны». Более того, аль-Хинди сказал, что его группа достигла соглашения с Аббасом, что ПА не будет конфисковать оружие у Хамаса и Исламского джихада.
Между тем, Хамас использовал это время, чтобы завершить изготовление 1000 ракет «Кассам», пытаясь одновременно увеличить их дальность. 24 августа улучшенная модель ракеты «Кассам» почти достигла израильского города Ашкелон (с населением 110 тысяч).

Требование №3: Арабские страны должны прекратить финансирование террористических группировок.
«Карта дорог» призывает арабские страны «остановить общественное и частное финансирование и все другие формы поддержки групп, участвующих в террористической деятельности и способствующих террору». Однако финансирование и поддержка, поступающие из арабских стран, значительно возросли.
Саудовская Аравия финансирует примерно 60 процентов бюджета Хамаса, что составляет примерно 12-14 миллионов долларов в год. Примечательно, что «доля Саудовской Аравии в финансировании Хамаса увеличивается, а не падает», согласно слушаниям в Сенате по вопросу финансирования террора.
Иран, по имеющимся данным, отправляет Хезболле ежегодно, по меньшей мере, 100 миллионов долларов, а также ракеты Фаджр-5. Как и в случае с Саудовской Аравией, финансирование террора Ираном изменяется в направлении, обратном израильским усилиям по достижению мира. Не так давно Иран увеличил на 75 процентов финансирование Исламского джихада.
Сирия также продолжает поддерживать палестинский террор. Хезболла, обладающая тысячами ракет, нацеленных на север Израиля, регулярно получает ракеты «Катюша» через Сирию, а также, как сообщают, получает другое тяжелое вооружение прямо из сирийских арсеналов. Кроме того, согласно словам госсекретаря США Колина Пауэлла, в Сирии продолжают активно функционировать учреждения Хамаса, Исламского джихада и Народного фронта освобождения Палестины.
Участие Египта в контрабандной доставке оружия палестинцам также представляет собой серьезную проблему. По сообщению начальника Генерального штаба израильской армии, когда она взрывает какой-нибудь туннель в Рафахе, часто можно видеть, как дым поднимается на египетской стороне, иногда даже с территории египетских постов.

Будущее «Карты дорог».
Одной из причин неудачи процесса Осло явилось то, что международное сообщество предпочло игнорировать несоответствие действий палестинского руководства взятым им на себя обязательствам.
Сегодня, как и в прошлом, призыв к прекращению палестинского террора является безусловным и требует немедленного воплощения. Без полного соответствия этим требованиям «Карта дорог» превращается в бессмысленный документ, и его судьба будет подобна судьбе соглашения Осло, плана Тенета, плана Митчелла и обширного набора других изъявлений хороших намерений, предлагавшихся в течение последних десяти лет.

 
Перевод с английского Эдуарда Маркова.
Август 2003 г.

Статья на английском