Поэтому я делаю вывод о том, что использование мусульманами идеи о Сионе представляет собой сегодня более серьезную силу, чем еврейская любовь к Сиону. New York Sun
6 июня 2006г
Подлинник (оригинал) статьи на английском языке: Muslim Zionism
Перевод с английского Анатолия Курицкого http://ru.danielpipes.org
Может ли мусульманский сионизм быть более сильным, чем еврейский сионизм?
Хотя этот вопрос может показаться абсурдным, он таким не является.
Еврейский сионизм развивался на основе прочной трех тысячелетней любви к Иерусалиму, которая процветала и разрасталась, несмотря на рассеяние, из-за которого евреи селились далеко от своего святого города. Эта любовь к Сиону вдохновляла и воодушевляла самое необычное националистическое движение двадцатого века; оно побудило разбросанное по всему свету население перебазироваться на свою древнюю родину, оживить мертвый язык и создать новый общественный строй - и сделать все это против желания сильной оппозиции.
В противоположность этому, мусульманский сионизм имеет изменчивую историю, основанную на понимании полезности этого города. Каждый раз, начиная с седьмого века, когда Иерусалим превращался в «фокальную точку» мусульманских религиозных и политических интересов, это делалось в ответ на специфические утилитарные потребности. Когда Иерусалим помогал выполнять какие-либо мусульманские теологические или политические замыслы, значение города возрастало, мусульмане высоко ценили его. Когда надобность в выполнении мусульманских потребностей пропадала, интерес к городу быстро убывал. Этот циклический процесс полностью повторялся шесть раз в течение четырнадцати веков.
О первом таком случае рассказывается в Коране: в 662 г. Бог приказал Мухаммаду молиться в направлении Иерусалима, но 17 месяцев спустя переориентировал его, повелев молиться в направлении Мекки. Арабские литературные источники согласны в том, что случай с Иерусалимом представляет собой неудавшееся усилие склонить евреев к принятию новой исламской религии.
Такая же утилитарная ситуация имеет место и в современную эпоху. Оттоманское игнорирование Иерусалима в девятнадцатом веке побудило французского писателя Густава Флобера дать такое описание этого города: «Везде руины, и везде запах могил … Святой город трех религий гниет от скуки, ухода населения и запущенности». Палестинцы вновь открыли Иерусалим только после того, как англичане завоевали этот город в 1917г.; они использовали его для пробуждения мусульманских настроений и чувств, направленных против имперского контроля. Однако, после того, как иорданские силы захватили этот город в 1948 г., интерес к нему опять упал.
Он восстановился только в 1967 г., когда весь город попал под израильский контроль. Мусульманское увлечение Иерусалимом усилилось в течение последних сорока лет, причем мусульманский сионизм в значительной степени имитирует еврейский сионизм. Обратите внимание на такие факты:
Обобщая, аналитик Кхалид Дюран в 1999 г. обратил внимание на то, что «имеется попытка исламизировать сионизм … в том смысле, что значимость Иерусалима для евреев и их привязанность к нему сейчас узурпированы палестинскими мусульманами». (Интересно, что это соответствует более широкой «модели» палестинского национализма, имитирующего еврейский национализм).Эмоциональная значимость: Эхуд Ольмерт, сегодня премьер-министр Израиля, в 1977 г. сказал, что Иерусалим представляет собой «чистейшее выражение всего того, о чем евреи молились, мечтали, плакали, и за что они умирали в течение двух тысяч лет после разрушения Второго храма». Ясир Арафат, в свое время глава Палестинской Автономии, в 2000 г. вторил этим словам, заявляя, что Иерусалим - «это самое сокровенное из наших чувств, чувств наших людей, и чувств всех арабов, мусульман и христиан». Вечная столица: Президент Израиля Эзер Вейцман на пути к посещению Иерусалима в марте 2000 г. напомнил Римскому папе Иоанну Павлу Второму о том, что Иерусалим остается «вечной» столицей Израиля. Днем позже Арафат приветствовал Римского папу в «Палестине и ее вечной столице, Иерусалиме». Еврейские и мусульманские религиозные лидеры, встречаясь с Папой римским, так же говорили о Иерусалиме как об их вечной столице.
Действия мусульман оказываются эффективными, причем если светские израильтяне проявляют равнодушие к Иерусалиму, то мусульманский сионизм эмоционально и политически является более пылким, чем его еврейский оригинал. Обратите внимание на соперничающие Иерусалимские дни.
В израильский День Иерусалима празднуется объединение города под контролем Израиля в 1967 г. Но, как пишет Исраэль Харель в газете Хаарец, этот день, который было принято считать национальным праздником, стал просто «праздником религиозных общин». В противоположность этому, мусульманская версия Дня Иерусалима – учрежденная аятоллой Хомейни на одиннадцать лет позже – в 1979 г. – привлекает в далеком Тегеране толпы людей до 300 000 человек и является поводом для произнесения горячих речей; эта версия пользуется все возрастающей поддержкой в мусульманском мире.
Результаты опроса, проведенного в 2001 г., показали, что 60 процентов израильтян готовы разделить Иерусалим. Совсем недавно, в прошлом месяце, правительство Ольмерта объявило о своих планах разделить Иерусалим; протест был незначительным.
Поэтому я делаю вывод о том, что использование мусульманами идеи о Сионе представляет собой сегодня более серьезную силу, чем еврейская любовь к Сиону.