Ксенофобские козни вокруг независимой Грузии, целенаправленно
инициируемые российскими властями, уж очень схожи с предсказаниями шовинистского
оракула (поп-звезды российских политических телешоу), родоначальника совсем
не утопической идеи возрождения в России «пятой империи» - А. Проханова.
С творчеством этого циничного апологета ксенофобии и беспредельно преданного
нынешним российским властям, леворадикального литератора наш читатель знаком
не понаслышке. Голос этого глашатая российского национал–шовинизма стал
знаковым явлением в российской политической и общественной жизни, он стал
идейным достоянием практически всех средств массовой информации, в подавляющем
большинстве своем бесцеремонно ангажированных администрацией президента
Путина.
Сам Путин, конечно же, имеет самое непосредственное отношение к тому,
что сейчас творят российские «силовики» с грузинами, и что это явление
иначе как спланированный и санкционированный властями национал-шовинистический
погром, не назовёшь. А вся–то вина грузин заключается лишь в том, что они
никак не вписываются в продикларированную президентом Путиным юридическую
норму «коренной житель» страны. Норму, которая напрочь отсутствует в Конституции
страны, её нет в Гражданском кодексе и других государственных нормативных
актах. Этот надуманный повод для организации неприкрытого преследования
представителей только одного, из множества, проживающих в России народов,
стал возможен лишь только потому, что грузинские власти посмели без разрешения
посягнуть на привычную неприкасаемость «своего старшего брата» и арестовать
пойманных с поличным в своей собственной стране офицеров российской военной
разведки.
Происходило всё это позорное действо на фоне необузданного разгула
в российском обществе ксенофобских настроений, спровоцировавших целую череду
бандитских нападений и убийств людей с внешними признаками неславянской
расы. Президент России В. Путин в своем ежегодном телешоу, отвечая на вопросы
своих дорогих соотечественников, не мудрствуя лукаво, попытался развесить
своим слушателям «лапшу на уши»: оказывается, что весь этот фарс грузинофобии
был затеян с одной лишь целью - воспрепятствовать силовому разрешению конфликта
между Грузией и непризнанными республиками Абхазии и Южной Осетии.
В таком виде эти события представлены в средствах массовой информации
у нас, в так называемом дальнем зарубежьи. Но, как мне кажется, наиболее
полно соответствует действительности позиция известного российского журналиста
Александра Рыклина, которую он изложил в статье «Коренной житель Кремля»
(«Ежедневный Журнал» 6 октября 2006 г.): «Я утверждаю, что когда милиция
звонит в школы, чтобы выяснить, учаться ли там дети с грузинскими фамилиями
– это фашизм. Я утверждаю, что когда миграционное законодательство перестает
быть универсальным и переделывается с единственной целью – ограничить права
какой-то одной нации – это фашизм. Я утверждаю, что когда на улицах и рынках
хватают людей определенной национальности – это фашизм. Я утверждаю, что
повальные, но в то же время выборочные проверки в различных сферах бизнеса,
контролируемого людьми с грузинскими фамилиями – это фашизм. Я утверждаю,
что когда глава государства говорит о защите прав «коренных жителей» -
это фашизм». Более убедительного объяснения нынешних реалий российской
действительности не сыскать. Не может не настораживать то обстоятельство,
что власть предержащие в России стараются не только не замечать явных тенденций
фашизма в обществе, но и сами способствуют распространению этой коричневой
чумы. Они не хотят помнить о своей порочной наследственности, что является
безусловно серьёзным аргументом для развития этой безнравственной хвори
общества, которую многие десятилетия успешно пестовали в душах народа сталинские
сатрапы «совковой» эпохи.
УРОК ЕВРЕЙСТВА
Случилось это без малого полвека тому назад. Я, в то время молодой
офицер военно-морского флота, по просьбе своего отца сопровождал его на
курортное лечение в очень популярном тогда грузинском городке Цхалтубо.
Надо сказать, что с отцом нас основательно разлучила война. В самом начале
войны отец ушел на фронт, а я не дождавшись его возвращения, в совсем ещё
юношеском возрасте начал свой путь во флотскую жизнь. Поэтому я с большой
радостью принял предложение отца и мы в золотой осенний сезон отправились
в путь. Эта поездка оставила неизгладимый след в моей памяти, я испытал
истинное наслаждение от относительно длительного общения с отцом: ведь
мы с ним растались, когда мне едва минуло одиннадцать лет. Об этих совместно
с отцом проведенных днях я много рассказывал своим братьям и сестре, об
этом можно было бы написать книгу.
Отец не был эрудитом в общепринятом понимании. Всё его образование
ограничилось обучением в хедере у раввина в белорусском городе Бобруйске,
куда из близлежащих местечек родители отправляли своих детей для обучения
грамоте. Вместе с тем, отец был достаточно грамотным и очень любознательным
человеком, прекрасно разбирался в вопросах познания Торы и еврейских традициях,
свободно владел древнееврейским языком. Поэтому наша семья, до войны проживавшая
в патриархальном русском городе Курске, не растеряла еврейскую самобытность:
все свободно изъяснялись на языке идиш, а родители, в целях "конспирации",
для разрешения своих проблем переходили на иврит. Кроме того, отец обладал
прекрасным голосом и музыкальным слухом, любил после работы прилечь на
диван и наслаждаться собственным исполнением еврейских духовных мелодий.
В один из дней нашего отдыха в Цхалтубо, отец объявил, что наступил
канун еврейского нового года Рош а-Шана и что завтра мы едем в синагогу,
которая находилась неподалеку в городе Кутаиси. Честно признаюсь, мне не
очень хотелось идти в синагогу, но я не мог отказать отцу и, с подчеркнутым
интересом, выразил свою готовность встретить еврейский новый год. Утром
следующего дня мы на автобусной остановке, в небольшом магазинчике приобрели
соломенные шляпы (вместо кипы) и направились в синагогу. По представлениям
флотского офицера, я ожидал увидеть какой-то небольшой молельный дом, где
старые евреи, покрытые талесами, бормочут про себя заученные ешё с детства
молитвы.
То, что я увидел, превзошло все мои представления о синагоге.
Нас очень приветливо встретили, каждому предложили накинуть талес, усадили
на почетные гостевые места. Первое, что бросилось мне в глаза, это было
внутренее убранство синагоги: чистое, хорошо ухоженное здание с красивыми
витражами, очень много прихожан, среди которых было очень много совсем
молодых людей и детворы. Как мне объяснил отец, шло чтение Торы. К нам
подошел пожилой человек и пригласил отца принять участие в чтении Торы.
Как мне тогда показалось, отец охотно принял предложение, поднялся на биму
и начал петь молитву. Воцарилась абсолютная тишина и был только очень внятно
слышен мощный напев красивого голоса отца и вторивший ему нежный тенор
шамеса, синагогального служки. Ничего подобного мне раньше слышать не приходилось:
я стоял завороженный пением отца и, ничего толком не понимая, обливался
слезами.
Закончилась служба и мы с отцом направились в небольшой
по-соседству ресторан, заказали бутылочку "Хванчкары" и у нас завязалась
беседа о впечатлениях от всего увиденного в синагоге, о празднике
Рош а-Шана, который, признаюсь, осознанно отмечал первый раз в жизни. За
интересным, спокойным общением, поулеглась эйфория и я не мог не спросить
отца об искренности его отношения к вере, к Богу. Его ответ меня поразил
своей честностью и мудростью. Отец немного призадумался и сказал : «Мир
так устроен, что человек в принципе не может жить без веры. То общество,
в котором мы с тобой сегодня живем (шел 1957 год), напрочь лишено всяческого
доверия, поэтому и верить остается только Творцу. Тем более, что иудаизм
– это, в первую очередь, наука постижения Торы, где исследутся весь опыт
человеческой истории. Именно поэтому евреев принято называть народом
Книги». Этот урок еврейства я запомнил на всю жизнь и преподал мне
его, светлой памяти, мой отец, а произошло это на благословенной земле
Грузии, где евреи веками жили и живут сегодня в обстановке взаимного доверия
и уважения.
МЕЛОВОЙ КРУГ ГРУЗИИ
Об уникальном историко – социальном феномене, который принято
называть «грузинские евреи» или, как они сами себя называли «эбраэли»,
я узнал значительно позже. Тогда же для меня стала проясняться суть этого
неординарного явления в истории галута еврейского народа. История евреев
Грузии исчисляется со времен разрушения Первого Иерусалимского Храма Навуходоносором
в 586 г. до н.э.. Упоминание об этих событиях древности и заселении первых
евреев на территории Грузии содержится в летописи «Картлис цховреба». Кроме
того, о пребывании на территории Грузии евреев свидетельствуют могильные
камни с надписями на арамейском и древнееврейском языках, найденных на
окраинах бывшей столицы Грузии Мцхеты.
Осенью 1998 года Грузия широко праздновала 2600 – летие совместного
проживания грузинского и еврейского народов. Всякое было в истории евреев
Грузии: они пережили эпоху крепостного права, подвергались преследованиям,
ущемлению религиозных и этнических прав, не понаслышке сталкивались с антисиметизмом.
Но в Грузии, все эти еврейские несчастья всегда были исключительно редки
и носили локальный характер, а, самое главное, они никогда не были инициированы
грузинами. Предоставленная реальная возможность евреям Грузии отстаивать
свои религиозные и национальные права привели к вполне естественному историческому
повороту в политике Грузинской ССР в отношении репатриации евреев в Израиль.
Неприятно, стыдно и противно вспоминать, как российские власти, да и одурманенный
ими народ тоже выпровождали нас из страны, не без оснавания, наградив статусом
беженцев. Совсем иначе и практически почти на 20 лет раньше активное национальное
самосознание евреев, сложившееся благодаря доброжелательному нравственному
климату Грузии, была открыта массовая репатриация в Израиль. Это было достойное
переселение евреев Грузии, спустя более 2,5 тысячелетия на свою историческую
Родину. И происходило это тогда, когда советская власть не имела с Израилем
элементарных дипломатических отношений, когда в стране процветал узаконенный
во всех структурах власти оголтелый антисемитизм.
Поэтому в трудный для Грузии период 1992 – 1993 годов Израиль
одним из первых иностранных государств открыл свое посольство в Тбилиси
и начал посылать туда гуманитарные грузы: медикаменты, одежду, продукты
питания и различное оборудование. Даже сегодня, когда в Грузии евреев осталось
всего 8-10 тысяч, только в Тбилиси функционируют две синагоги, ешива –
колель «Ор Эмет», школа-хедер «Тиф'ерет Цви». В то же самое время, евреи
уехавшие из Грузии ощущают вполне естественную связь с грузинским народом
и солидаризуются с ним в его тяжелой борьбе за становление демократии и
целостности своего государства. Кстати, сам Шеварднадзе в тяжелые для себя
дни Революции Роз в интервью израильской газете «Едиот Ахронот» признался
в любви к Израилю и еврейскому народу. «Если бы мне пришлось покинуть Грузию,
я бы выбрал в качестве своего дома Израиль. У вас потрясающая страна, которой
я не устаю поражаться», - сказал Шеварднадзе.
Теперь у меня нет сомнения в том, почему Бертольд Брехт немецкий
писатель и драматург в своей очень популярной пьесе «Кавказский меловой
круг» выстроил главную сюжетную фабулу на притче о мудрости царя иудейского
Соломона, сумевшего рассудить двух женщин, претендовавших на роль
настоящей матери ребенка и грузинском сказании о «меловом круге», утверждавшем,
по существу, ту же самую нравственную истину. Полвека назад, на грузинской
земле, мой отец тоже помог мне выбраться из «мелового круга» непомнящих
родства «совков» и по настоящему, навсегда ощутить себя евреем. Как бы
мне хотелось, чтобы из этого же грузинского «мелового круга» без физических
и нравственных потерь выбрались президент М. Саакашвили со своими соратниками
и прозревшими от дурмана путинских державников его соотечественниками в
Абхазии и Южной Осетии. Грузинский народ это заслужил.