От редакции сайта: Несмотря на то, что предлагаемый вниманию читателей
текст относится к концу 2005 года и не имеет прямой видимой связи с событиями,
актуальными для Израиля в начале 2007 года, мы полагаем, что в нем содержатся
мысли и идеи, которые будут актуальными всегда и для всех. И если даже
мы не во всем согласимся с автором, здесь есть над чем подумать…
Послужной список Бена Штейна (Benjamin Jeremy Stein) потрясает
воображение: он писал речи президентам Америки Ричарду Никсону и Джеральду
Форду, он американский экономист, профессор права, адвокат, публицист,
актер, автор 14 книг, а также ведущий знаменитого телешоу на комедийном
канале, аналоге советско-российского «Что, где, когда» под названием «Деньги
Бена Штейна» (“Ben Stein Money”). В этой последней ипостаси он и был известен
миллионам американцам. В последнее время Бен часто выступает в телевыпуске
«Утренний воскресный комментарий» на телеканале CBS. Предлагаемый ниже
отрывок – это запись его выступления на CBS накануне Рождества 2006 года.
Я собираюсь сделать несколько искренних, из глубины души идущих признаний.
Во-первых, каюсь в том, что не имею ни малейшего понятия, кто такие Ник
и Джессика (Ник и Джессика [Nick Lachey and Jessica Simpson] и прочие
упоминаемые здесь лица – голливудские или эстрадные звезды, чьими фотографиями
и историями измен и разводов заполнены десятки американских журналов, продаваемых
в супермаркетах – Прим. перев.). Их лица смотрят на меня с обложек
глянцевых журналов, когда я расплачиваюсь за собачью еду или песок для
кошачьего сортира. Я озадачиваю этим вопросом служащих супермаркета, но
и они пребывают в абсолютном неведении относительно этих загадочных личностей.
Кто они такие - эти люди? Изменится ли хоть на йоту моя жизнь, если я когда-нибудь
узнаю, кто они такие и по какой причине решили больше не жить вместе? И
неужели они сами и процедура их развода может представлять для меня и для
всех нас хоть какой-то интерес?
Я также не имею понятия, кто таится под именем Линдсей Лохан (Lindsay
Lohan). И меня абсолютно не интересуют никакие сведения о жене Тома Круза.
Звучит как подстрекательство к мятежу? Возможно, что в качестве такового
подстрекателя я буду допрошен специальной сенатской комиссией. Но и в этом
случае я буду вынужден повторить, что я понятия не имею, кто такие эти
люди, обозначенные именами Ник и Джессика. И если это значит, что я уже
не принадлежу к категории «молодых и рьяных», то, по-моему, не велика беда.
Второе признание состоит в следующем: я - еврей, и все мои предки во
всех поколениях были евреями. Тем не менее, меня никаким образом не задевает
и не раздражает, что люди называют эти прекрасно украшенные и освещенные
разноцветными огнями деревья рождественскими елками. В этом названии нет
для меня и намека на угрозу, нет ни малейшей дискриминации. Это - рождественская
елка, и ничего более. Люди поздравляют меня с Рождеством, и я не вижу в
этом ничего оскорбительного или обидного для себя. Я не думаю, что они
этим хотят выказать свое презрение ко мне, или свою готовность загнать
меня в гетто. Я скажу больше, мне нравится, когда меня поздравляют с Рождеством.
Это доказательство того, что все мы братья и сестры, и что мы просто приветствуем
друг друга пожеланиями добра и счастья в это прекрасное время года. Меня
совершенно не беспокоит, что в витрине магазина недалеко от моего дома,
в Малибу, выставлена на всеобщее обозрение сцена Рождества с яслями на
переднем плане. Если кто-то хочет лицезреть ясли, в которых родился Иисус,
это также ОК для меня, как и менора, установленная в ста метрах от этой
витрины с яслями. Если я не хочу чтобы меня дискриминировали как еврея,
я могу предположить, что и христиане не хотят, чтобы их дискриминировали
как христиан.
Я думаю, люди, верующие в Бога, бесконечно устали от посягательств
на то, что для них свято. И этим все сказано. Я не приложу ума, откуда
взялась эта концепция, что Америка - это однозначно атеистическая страна.
Я не нашел подтверждения этого в Конституции, и я не хочу, чтоб мне вдалбливали
насильно эту сомнительную идею. Или давайте я сформулирую это иначе: откуда
появилась идея, что нам следует молиться Нику и Джессике, но нам не дозволенно
молиться Создателю, в соответствии с тем, как мы Его понимаем? Я думаю,
что и этот мой вопрос тоже доказывает, насколько я уже немолод. И все-таки
среди нас есть достаточное количество людей, которые так же, как и я, хотят
понять, откуда взялись Ник и Джессика и куда идет Америка - та Америка,
в которой мы с вами когда-то жили.
Обычно в это время года мы посылаем друг другу шутки и анекдоты, с намерением
позабавить близких и друзей. Мое сегодняшнее обращение имеет другую цель
- не развлечь вас, не рассмешить, а заставить вас задуматься. Дочери знаменитого
проповедника Билли Грэхема задали вопрос в одном из телевизионных интервью:
«Как мог Господь допустить такое бедствие (речь шла об урагане Катрина)?»
Анна Грэхем дала на него полный и исчерпывающий ответ. Она сказала: «Я
верю, что Всевышний опечален этим не меньше нас, но на протяжении многих
лет мы говорили Ему, чтобы он оставил в покое наши школы, наше правительство,
и вообще, нас самих. И будучи истинным джентльменом, Он выполнил то, о
чем мы Его так настоятельно просили. Он отвернулся от нас. Как мы можем
рассчитывать на Его благословение и защиту, если мы сами потребовали, что
бы Он оставил нас в покое».
Размышляя о недавних террористических нападениях, о старшеклассниках,
застреленных своими соучениками на школьном дворе, и о прочих подобных
ужасах, я пришел к выводу, что все это началось, когда Мадлен Мюррей О’Хара
(которая впоследствии была убита) выразила недовольство тем, что в наших
школах существует коллективная молитва. (Мадлен Мюррей О’Хара [Madeleine
Murray O'Hare] –атеистка, обратившаяся от имени своего сына в Верховный
суд США, который в 1963 году запретил коллективную молитву в общественных
школах. – Прим. ред.). И мы сказали: «Окей». Затем кто-то внес предложение,
что будет лучше, если вообще исключить чтение Библии в школах, той самой
Библии, которая учит: не убий, не укради, и возлюби ближнего своего как
самого себя. И мы сказали: «Окей». Потом Доктор Спок заявил, что, шлепая
по задницам наших детей, когда они не следуют установленным нами правилам,
мы наносим невосполнимый ущерб их внутреннему миру и их уверенности в себе.
Мы подумали тогда, что тот, кто является экспертом в этих делах, знает,
о чем он говорит. И мы снова сказали: «Окей». Теперь мы спрашиваем себя,
почему наши дети так аморальны, почему они не отличают Добро от Зла, и
почему они без лишних раздумий убивают случайных прохожих, одноклассников
и самих себя.
Возможно, если вы задумаетесь об этом достаточно серьезно, вам удастся
ответить на этот вопрос. Я думаю, что тут сработало правило: «ЧТО ПОСЕЕШЬ,
ТО И ПОЖНЕШЬ». Интересно наблюдать, с какой легкостью, как ненужный мусор,
люди выбрасывают из своей жизни идею Творца, а затем не могут понять, почему
мир так отчетливо движется в направлении ада. Смешно, что мы верим в то,
что написано в сегодняшней газете, но оспариваем то, что написано в Библии.
Смешно, что мы без разбору шлем по электронной почте шутки любого рода,
и они распространяются по свету со скоростью лесного пожара, но если вы
захотите поделиться с другими людьми своими мыслями по поводу ваших отношений
с Всевышним, то вы навряд ли решитесь разослать это большому количеству
людей. Смешно, что публикации самого пошлого, непристойного и вульгарного
свойства преспокойно расходятся по Интернету, но публичный разговор о вере
в Творца фактически запрещен как на рабочем месте, так и в школе. Вам все
еще смешно?
Но не будет ли воистину смешно, что если вы и надумаете разослать это
послание, вы не пошлете его многим из своих знакомых и друзей из вашего
списка, потому что вы не будете уверены в том, во что они верят сами и
что они подумают в этой связи о вас. Смешно видеть, как то, что думают
о нас другие люди, важнее для нас того, что думает о нас Всевышний.
Перешлите это вашим знакомым, если написанное показалось вам достойным
этого. А если нет, просто бросьте это послание в корзину, и никто ничего
никогда не узнает. Но после того, как вы это сделаете, не надо больше удивляться
тому, что мир пребывает в том состоянии, в котором он сегодня пребывает.