Фильм «Борат: культурное исследование Америки на благо славного народа Казахстана», недавно вышедший
на экраны кинотеатров США, рекламировался его создателями как «шедевр сатирического искусства». Так ли
это в действительности?..
(Материал сайта международной еврейской религиозной организации Эш а-Тора aish.com
Перевод с английского - www.evrey.com)
Вторая Мировая война началась в сентябре 1939 года вторжением гитлеровских войск в Польшу. Через неделю
после захвата Польши Чарли Чаплин приступил к съемке своего знаменитого фильма «Великий диктатор»,
который представил миру талантливую и дерзкую политическую сатиру, высмеивающую Гитлера и нацизм.
Примечательно, что фильм создавался в то время, когда Америка официально еще не вступила в войну с
Германией. Идея киноленты появилась у Чаплина, когда он узнал об издевательствах, которым подвергались
немецкие евреи.
«Я намеревался идти до конца, — вспоминал об этом периоде своей жизни Чаплин, — потому что
Гитлера необходимо было остановить».
Некоторые считают, что, высмеяв нацистскую Германию, Чаплин сумел продемонстрировать
американцам извращенность и неадекватность самого Гитлера и его партии, и, в конце концов — заставить
население США очнуться и принять участие в войне, чтобы окончательного уничтожить нацистский режим и
нацистскую идеологии.
Рассказывают, что тогдашний президент США Франклин Делано Рузвельт отправил к Чаплину
личного агента с просьбой обязательно завершить съемки фильма.
А теперь перемотаем вперед пленку времени и остановимся в 2006-м году.
Мир балансирует на грани очередного витка антисемитизма, расизма и ненависти. Возможно,
действительно пришло время для новой жесткой сатиры, способной в неприглядном свете показать людям
узколобых фанатиков, которые в наши дни сеют смерть, насилие и ненависть.
Кинолента «Борат: культурное исследование Америки на благо славного народа Казахстана», по
мнению некоторых критиков, и в самом деле способен выполнить эту миссию. Это — детище еврейского
комика Саши Барона Коэна, который играет в фильме роль Бората — журналиста, родившегося в казахской
деревушке, ужасного распутника, всем сердцем ненавидящего евреев и женщин. По сюжету он вместе со своим
продюсером, страдающим от избытка веса и волос, отправляется в США — якобы для того, чтобы снять
документальный фильм об американском стиле жизни для местной казахской публики. Он покидает родную
деревню в телеге, запряженной лошадью, перед самым началом традиционного казахского фестиваля «Бег
евреев», чье название вызывает смутные ассоциации с ежегодным бегом быков в испанской Памплоне.
По прибытии в Нью-Йорк Борат старается освоиться в новом окружении. Он умывается водой из
унитаза в своем гостиничном номере, лезет с объятиями к незнакомым людям, которые в ответ угрожают ему
побоями, носит повсюду живого цыпленка в чемодане, который открывается в самое неподходящее время, и, в
целом, ведет себя неприлично. Затем он отправляется на американский Юг, где, попав на родео, обращается к
зрителям со словами: «Мы поддерживаем ваш террор!»
Остановившись в мотеле, который принадлежит добродушной еврейской супружеской паре, Борат
вместе со своим напарником с гримасой ужаса на лице кидают деньги в двух тараканов — им кажется, что в
этих тараканов превратились пожилые евреи — и улепетывают со всех ног. В оружейном магазине Борат
спрашивает ни о чем не подозревающего владельца, чем лучше всего стрелять в евреев.
«Девятимиллиметровыми пулями», — звучит равнодушный ответ.
Во время одной из своих поездок Борат оказывается на техасском ранчо, владелец которого так сильно
ненавидит евреев, что считает, что гитлеровское «окончательное решение» еврейского вопроса отвечало
государственным интересам Германии. С подачи Бората техасец даже заявляет, что с удовольствием прикупил
бы ранчо, посетители которого смогли бы охотиться «сначала на оленей, а потом — и на евреев».
Сатира – мощное оружие, способное выявить очаги фанатизма и расовой ненависти и выставить их
на всеобщее обозрение и посмешище. Хотя Антидиффамационная Лига и высказывает опасения по поводу
«неприкрытого антисемитизма главного героя и его склонности вешать на окружающих ярлыки», ее
представители, тем не менее, надеются, что зрители поймут комедийный стиль Коэна. Стиль, смысл которого
заключается «в использовании юмора с целью разоблачения абсурдности и нелогичности антисемитизма и
прочих фобий, являющихся порождением невежества и страха».
Временами «Борату» это удается.
Однако действительно качественная сатира, подобная той, которую создавал Чаплин, на этом не
останавливается. Она заставляет людей пересмотреть свои взгляды на жизнь, и даже изменить свои убеждения
и поступки. Это «Борату», надо сказать, уже не по силам.
По мере развития действия фильм медленно, но верно, скатывается до уровня юмора настолько
грубого и примитивного, что иначе как «гротескным» его не назовешь. К нашему сожалению, «Борат» стал
жертвой широко распространенной иллюзии, что современный массовый зритель способен воспринимать
лишь «туалетный» юмор. Заменив острую и насущную сатиру откровенной «клоунской чепухой» — типа драки
в голом виде в гостиничном номере, «Борат» упускает поистине уникальные возможности истинной сатиры.
Вместо того, чтобы задуматься о нелепости и опасности расистских идей, зрители, покидая кинозал, будут,
скорее всего, гадать, зачем и почему в самой длинной сцене фильма Борат дерется со своим продюсером на
собрании страховых агентов.
Президент Ирана призывает к уничтожению Государства Израиль. Количество нападений на евреев
растет с угрожающей быстротой. Сторонники Израиля, вместе с горсткой активистов, пытаются привлечь
внимание мировой общественности к этой проблеме, однако на данный момент их усилия не дают желаемого
эффекта. К борьбе с антисемитизмом обязаны присоединиться люди искусства. Им следует использовать свой
талант и весь творческий арсенал, включая сатиру — для того, чтобы пробудить мир от нравственной спячки.
К сожалению, в 2006-м году мы получили только «Бората». На самом же деле в сложившейся в мире
ситуации нам нужен как минимум Чарли Чаплин…
Бренда Яблон,
кинокритик и журналист, лауреат нескольких литературных премий