Maof

Monday
Dec 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
После 9/11 мир помешался на проблемах безопасности. Длинные многочасовые очереди в аэропортах стали обычным явлением. Попытки добиться безопасности любой ценой – это просто оборотная сторона поражения в борьбе с терроризмом. Параноидные меры безопасности не только неэффективны; более того, они приводят к прямо противоположным результатам. Сравните бесчисленные человеко-часы, теряемые ежедневно в строгих мерах безопасности на каждом шагу с потенциальными потерями жизни в террористических актах. Из-за этих мер безопасности суммарно теряется больше жизни, и её полезность снижается намного больше, чем из-за потенциальных угонов самолетов.

Зарплаты для всё более увеличивающегося числа инспекторов, разбухшей бюрократии, и взлет стоимости оборудования намного превышают потенциальную стоимость ущерба из-за терактов, если оценивать её реалистично, а не в десятки миллиарды долларов, предоставленных в качестве компенсаций за 9/11.

Демократия и равные права еще более усложняют ситуацию. Хотя 9/11 совершили арабы, подвергаются обыску все без различия. Немецкий бизнесмен, чей ноутбук засовывают в нюхательную машину, или негритенок, которого заставляют снять пояс, не представляют никакой террористической угрозы. Но все равны перед законом, даже если это дурацкий закон. Конечно, можно проверять каждого пассажира, но это не практично, так как человеческая жизнь имеет свою стоимость, и общество имеет ограниченные ресурсы для спасения жизней. Затраты в расчете на одну спасенную жизнь намного выше в воздушном транспорте, чем в медицине. И намного больше жизней можно было бы спасти, финансируя государственные медицинские программы, а не параноидные меры безопасности в аэропортах.

Общество должно реагировать на угрозы, основываясь на вероятной стоимости ущерба от них. И чтобы ограничить возможный ущерб, можно было бы даже сбивать самолеты, если они отклоняются от своих маршрутов и направляются в сторону стратегически важных объектов. Ежедневный угон террористами самолета среднего размера обходился бы обществу меньше, чем постоянное обеспечение безопасности воздушного движения. Нации нуждаются в наилучшей безопасности, которую можно купить за деньги, но деньги не стоит тратить на маловероятные риски или незначащие цели. Террористы легко переигрывают охранников, служащих за девять долларов в час. Охраняйте химические фабрики, атомные электростанции и коммуникационную инфраструктуру, но также уменьшайте риск нападения на них: рассредоточьте критически важную инфраструктуру, переместите опасные объекты в пустыни, и поощряйте корпорации перенести их штаб-квартиры в менее населенные регионы.

Меры безопасности – популистская попытка убедить народ, что правительство делает все возможное, чтобы граждане получали хорошую порцию безопасности за свой налоговый доллар. Эта профанация, однако, не сдержит террористов; они легко находят слабые места. Следующее мега-теракты на американской земле не начнутся с захвата самолетов в главных аэропортах. Имеется так много способов пронести оружие в самолеты, что можно было бы написать целое учебное пособие.

Нейлоновые ножи, керамическое оружие не обнаружимы при просвечивании. Нитроглицерин, химическое и бактериологическое оружие могут быть замаскированы под лекарства. Следы взрывчатых веществ могут быть химически вымыты. Любой террорист со средним интеллектом знает эти и многие другие лазейки в системе безопасности. Террористы не должны обязательно лично проникать в самолеты. Они могут нанять пилота для суицидного теракта, или вооруженного и мало оплачиваемого федерального офицера полиции - для нападения на пилотов. Легкие самолеты вообще не нуждаются ни в каком аэропорте, и могут взлетать с полей в сельской местности Мексики и проникать в Соединенные Штаты. Багаж мог бы быть проверен в восточно-европейских аэропортах со слабыми мерами безопасности. Даже если транзитный багаж тщательно просвечивать в аэропортах, террористам не нужно ждать взлета самолета. Бомбу, находящуюся в багаже, можно взорвать, когда самолет, прибывающий из страны третьего мира, приближается к терминалу нужного аэропорта. Террористы могут благополучно пронести взрывчатые вещества в багаже через контроль и не явиться на посадку, а затем взорвать бомбу дистанционно прежде, чем их вещи будут выгружены в связи с неявкой на посадку, но пассажиры уже в самолете.

И вообще, зачем проносить бомбу в самолет? Это трудно и противозаконно. Гораздо легче взорвать бомбу в здании аэропорта, перед контролем безопасности, в присутствии большой толпы потенциальных зрителей. Или, если угодно, экс-зрителей.

Взрывчатые вещества могут быть добавлены в топливо, помещены в запчасти, используемые при ремонте и техническом обслуживания самолетов, спрятаны в самолетах в любом аэропорту с не очень строгими мерами безопасности. Пилоты могут быть отравлены или убиты нанятым членом экипажа. Террористы могут придумывать бесконечно много способов нападения.

А почему вообще вся эта шумиха вокруг самолетов? Террористы могут взрывать и суда, и автобусы, и поезда, и здания, и просто толпу на улице. Должны ли меры безопасности также включать просвечивание портфелей и кошельков пешеходов? Это и невозможно и невыполнимо, особенно учитывая различные виды террористических угроз. Принятие мер против угрозы взрывов поездов, перевозящих химические грузы, потребовало бы проверку каждого дюйма рельсов, что очевидно нереально. Круизные суда беззащитны перед лодками, гружеными взрывчаткой. Равным образом, невозможна эффективная охрана разбросанных по всему миру химических заводов, станций хлорирования воды, ядерных реакторов, резервуаров сжиженного газа и несметного числа других критически важных объектов, даже если окружить их все минными полями.

Предупреждение взрывов в городе Оклахома-Сити потребовало бы запрещения продажи самых обычных удобрений. Школьники могут делать бомбы из ацетона и вазелина. Биологически опасные вещества или яды можно создавать в комфортных домашних условиях и сливать в раковину. Никакая шестидесятилетняя технология не может быть тайной, и в этом отношении ядерное расщепление - не исключение. Даже марокканцы, находящиеся не на самом передовом крае технологического прогресса, обладают ядерным ноу-хау, и пакистанцы, рассматриваемые даже на Востоке как не самые блистательные умы, имеют свою атомную бомбу.

Имеются много путей в обход иллюзорных мер безопасности, используемых государствами. История учит, что масштабная безопасность невозможна; каждое маленькое поселение, каждый дом, каждый человек должны заботиться о своей безопасности. Технологический прогресс в области вооружений позволил правительствам гарантировать безопасность граждан, но технологии стали широко известны, и монополия на силу исчезла. Армия и полиция не могут управиться со всеми проблемами, каждый должен быть сам бдителен.

Почему не совершаются новые большие террористические акты? Возможно, террористы избегают причинения бессмысленных страданий, или же, возможно, Запад - перед волной мега-терактов, ожидающей приобретения террористами базовых навыков в современных технологиях. Нынешняя относительная редкость террористических актов не может быть ни в коей степени объяснена теми жалкими мерами безопасности, к которым прибегают правительства.

Ослепленный Самсон. Взгляд на Ближневосточный Конфликт с Позиций Макиавелли