Maof

Monday
Dec 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
«Сейчас мы все кейнсианцы» - таково было знаменитое утверждение Ричарда Никсона (Richard Nixon), которое он произнес как раз тогда, когда экономические теории Джона Мэйнарда Кейнса навлекли на себя дурную славу. Аналогичным образом можно было с такой же уверенностью заявить в 1989 г., [но в иной ситуации], когда существование Израиля получило широкое признание – «Теперь мы все сионисты». Больше так не говорят.

Посчитайте, от скольких стран исходит угроза Израилю: от Ирана, создающего атомную бомбу, от Сирии, накапливающей запасы химического оружия, от Египта и Саудовской Аравии, работающих над усовершенствованием и развитием традиционных военных сил; кроме того, Хизбалла атакует из Ливана, ФАТХ – с Западного берега (реки Иордан), Хамас – из Газы, в результате чего мусульманские граждане Израиля становятся политически неспокойными и более ожесточенными.

Во всем мире профессоры, авторы редакционных статей и бюрократы министерств иностранных дел ставят под вопрос продолжающееся существование еврейского государства. Даже дружески расположенные (к Израилю) правительства, в особенности администрация президента Буша, разрабатывают дипломатические инициативы, которые подрывают проведение Израилем политики сдерживания, а продажа ими оружия (другим странам) ослабляет его безопасность.

Однако, давайте предположим, что Израиль как-нибудь справится с этими проблемами. Но это ставит его лицом к лицу с исключительно важной проблемой: в известной степени растерянным еврейским населением, все более разочаровывающемся в идеологии сионизма – еврейского национального движения, послужившего основой создания государства Израиль.

Сионизм *, созданный Теодором Герцль (1860-1904) ** и другими теоретиками, призывал к созданию суверенного еврейского государства, соответствовавшего политическому контексту и настроению своего времени. Если китайцы, арабы и ирландцы искали возможности создания национального государства, почему евреи не могли пойти тем же путем?

Действительно, именно евреи, потому что в течение почти двух тысячелетий они платили самую большую среди всех людей цену за свою политическую слабость: в отличие от других их вытесняли, обманывали, преследовали и многократно устраивали массовую резню. Сионизм предлагал другой выход из этого трагического положения – поднять голову и взяться за оружие.

В начале сионизм имел достаточно много еврейских оппонентов – от Харедим (ультра-ортодоксов) до страдавших ностальгией иракцев и до реформистских раввинов. Однако, до сих пор это были маргинальные элементы. Сейчас, ввиду высокого уровня рождаемости, некогда небольшая община ультра-ортодоксов составляет 22 процента современного израильского высшего (общественного) класса; добавьте к этому примерно такое же количество арабских представителей этого класса, и примерно в 2005 г. можно ожидать резкого изменения израильской политики.

Еще хуже для Израиля то, что еврейский национализм потерял почти автоматическую поддержку, которую он ранее имел со стороны светских евреев, поскольку многие из них считают идеологию (сионизма) устаревшей, идеологией девятнадцатого века. Некоторые согласны с аргументами о том, что в еврейском государстве получили распространение расизм и идеология этнического превосходства, других привлекают такие альтернативы, как универсализм и существование различных культур. Обратите внимание на признаки возникновения различных изменений:

·        Молодые израильтяне в рекордных количествах уклоняются от службы в армии: так, в 2006 г. 26 процентов еврейских мужчин призывного возраста и 43 процента женщин не проходили службу в армии. Встревоженные руководители Армии Обороны Израиля потребовали разработать законодательство, лишающее государственных льгот израильтян-евреев, которые не проходят службу в армии.

·        Генеральный прокурор Израиля Менахем Мазуз фактически остановил работу Еврейского Национального Фонда (одного из первых сионистских учреждений, созданных в 1901 г.), определив, что этот фонд, приобретающий землю только для евреев, не сможет в будущем рассчитывать на получение помощи от государства.

·        Известные израильские историки фокусируют свое внимание на том, чтобы показать, как [в свое время] Израиль погряз в грехе и был одной из сил зла.

·        Министерство образования Израиля одобрило школьные книги для арабских учеников третьего класса, в которых указывается, что создание Израиля в

1948 г. представляет собой «катастрофу» (на арабском: накба).

·        Авраам Бург, потомок передового сионистского семейства, и видный деятель лейбористской партии, опубликовал книгу, в которой Израиль сравнивается с Германией 1930-х годов.

·        Проведенный в 2004 г. опрос показал, что только 17 процентов американских евреев называют себя «сионистами».

Рассматривая сложившуюся ситуацию в более широком контексте, этот поворот, это изменение отношения к сионизму является отражением новых тенденций, возникших в других западных странах. Там прежний патриотизм и чувство национальной гордости также идут на убыль. В Западной Европе граждане не склонны видеть специфических достоинств в нравах, обычаях и традициях своих стран. Так например, в прошлом месяце в Нидерландах принцесса Мáксима, жена наследника престола, под громкие апплодисменты заявила, что «датских отличительных черт не существует». Этот идущий на убыль патриотизм, характерный для Запада на всем его протяжении, усугубляет затруднительное положение Израиля, и наводит на мысль о том, что происходящие там события характерны для более распространенной тенденции; поэтому становится все труднее противостоять изменению ситуации или воздействовать на ее направленность.

В довершение всего надо учитывать тот факт, что в наше время арабы движутся в противоположном [евреям] направлении, доходя при этом до крайней степени возбуждения и религиозной агрессивности.

Будучи сам сионистом, я наблюдаю за всеми этими тенденциями с предчувствием того, что над будущим Израиля нависает опасность.

Я успокаиваю себя воспоминанием о том, что многие сегодняшние проблемы были ясны еще в 1989 г. По мере того, как жители Запада в целом и израильтяне в особенности наконец поймут, какую опасность представляют собой палестинские ирредентисты, джихадисты и другие ближневосточные экстремисты, в 2025 г. перспективы сионизма, возможно, вновь станут привлекательными.

________________________

*) Сионизм – национальное движение, которое поставило своей задачей восстановление независимой еврейской жизни в Палестине.

**) Теодор Герцль (Бенжамин Зеев, 1860-1904) – писатель, журналист, основатель политического сионизма. В 1896 г.опубликовал (книгу) Государство евреев, в которой обосновал необходимость создания национального независимого еврейского очага.

С 29 по 31 августа 1897 г. по инициативе Герцля в Базеле состоялся Первый сионистский конгресс. [Энциклопедический словарь «Еврейская Цивилизация», 2000г.].


Jerusalem Post

Подлинник статьи на английском языке: Zionisms Bleak Present

Перевод с английского Анатолия Курицкого http://ru.danielpipes.org



Статья на английском