Эта карикатура на Мухаммеда, сделанная Куртом Вестергаардом, была опубликована 30 сентября 2005 г. вместе с одиннадцатью другими. Она привлекла к себе наибольшее внимание и наряду с этим - раздражение.
Этот инцидент показывает, что исламисты имеют некоторые успехи в сдерживании западной ссвободы слова в отношении Мухаммеда – вспомните о Сатанических Стихах (Satanic Verses) Салмана Рушди или постановку берлинским музыкальным театром "Дойче Опера" оперы Моцарта «Идоменей» (Idomeneo). Если угрозы применения силы иногда и являются эффективными, они также вызывают раздражение и способствуют оказанию противодействия. Вежливый демарш может достигнуть большего. Для иллюстрации этого соображения обратим внимание на предпринятые в 1955 и в 1997 гг. усилия переместить почти идентичные скульптуры Мухаммеда, находившиеся в здании американского суда.
В 1997 г. Совет по Американо-Исламским Отношениям (сокращ. англ. CAIR) потребовал, чтобы часть фриза в главном зале здания Верховного суда США
в Вашингтоне была очищена пескоструйным аппаратом и предана забвению – на основании того, что ислам запрещает создавать изображения своего пророка. Мраморный барельеф высотой в семь футов, созданный Адольфом Вайнман (Adolph Weinman), изображает Мухаммеда в качестве одного из 18 имеющих историческое значение законодателей. В левой руке он держит Коран в форме книги (с мусульманской точки зрения - раздражающая историческая неаккуратность); его правая рука сжимает рукоять сабли.
Изображение Мухаммеда на фризе здания Верховного Суда. В официальной информации Суда указывается: «Фигура, изображённая выше, представляет собой выполненную с хорошими намерениями попытку скульптора – Адольфа Вейнман (Adolph Weinman) – почтить память Мухаммеда, но (эта фигура) не имеет никакого сходства с реальным Мухаммедом. Мусульмане обычно испытывают глубокую неприязнь к скульптурным или написанными красками изображениями их Пророка». |
По контрасту, в 1955 г. была развёрнута кампания с целью убрать изображение Мухаммеда в другом американском здании суда, и эта кампания была успешной. В здании, расположенном в Нью-Йорке, размещалось отделение Апелляционного суда, входившее в состав Первого департамента Верховного суда штата Нью-Йорк. На крыше здания, в котором располагалось отделение суда, построенное в 1902 г. и окруженное балюстрадой, была видна мраморная статуя "Мохаммед" высотой восемь футов, изображающая его в качестве одного из десяти исторически известных законодателей (скульптор – Чарльз Альберт Лопез [Charles Albert Lopez]. Статуя изображает Мохаммеда, тоже держащего Коран в левой руке и кривую турецкую саблю – в правой руке.
Хотя статуи законодателей и были видны с улицы, их личности было трудно различить. Только после того, как в феврале 1953 г. был проведен капитальный ремонт здания Апелляционного суда, население узнало о том, в честь кого были созданы статуи. Египетские, индонезийские и пакистанские послы в ООН обратились в Государственный департамент (Министерство иностранных дел США) с просьбами использовать его влияние для того, чтобы статуя Мохаммеда была перемещена, а не реставрирована.
Характерно, что Государственный Департамент послал двух сотрудников в Нью-Йорк к уполномоченному по общественным работам Фредерику Цурмулен (Frederick H. Zurmuhlen), чтобы убедить его оказать услугу упомянутым выше послам. Кроме того, Секретарь городского управления суда Джордж Кэмпбелл (George T. Campbell) сообщил, что примерно в то же время суд «получил несколько писем от магометан, в которых они просили помочь им избавиться от статуи». Все семь судей апелляционного суда рекомендовали Цурмулену снять статую с крыши здания.
Хотя, как говорится в журнале «Тайм», «опасность того, что большое количество жителей города Нью-Йорк будет поклоняться статуе Мохаммеда, была – по общему признанию – минимальной», послы всё-таки добились своего. Цурмулен распорядился отправить служившую камнем преткновения статую на склад в г. Ньюарк (Newark, штат Нью-Джерси). Пока Цурмулен обдумывал, как с ней поступить, в 1955г. в журнале Тайм появилось сообщение о том, что статуя «в течение нескольких месяцев лежала на спине в таре для упаковки». Место её окончательного пребывания неизвестно.
Наверху слева: Здание, где, размещалось отделение Апелляционного суда, входившее в состав Первого департамента Верховного суда штата Нью-Йорк, на углу Мэдисон авеню и 25-й ул., в Нью-Йорк Сити, заснятое до 1955 г. с юго-запада. Обратите внимание на статую, установленную на крайне правом (восточном ) углу здания. Внизу слева: То же здание, заснятое после 1955 г. Обратите внимание на отсутствие статуи на крайне правом углу. Статуя Мухаммеда была на западном углу со стороны 25-ой улицы, но другие статуи на этой стороне в 1955 г. были передвинуты к западу, поэтому пустой постамент теперь находится на восточном конце здания. Справа: Статуя Магомета в Нью-Йорке. В газете New York Times приводится такое описание этой статуи. Пророк «был среднего роста, но широкоплечим, с толстыми, сильными руками. Под его тюрбаном видны густые нахмуренные брови. Длинная, густая борода ниспадает на его одеяние. В левой руке он держит книгу, символизирующую новую, созданную им религию, в правой – кривую турецкую саблю, наводящую на мысль о мусульманских завоеваниях». |
Пустой пьедестал, на котором Мухаммед больше не стоит. |
Восстанавливая в памяти ход событий в 1955 г., хочется высказать следующие соображения. Во-первых, оказанное мусульманами давление на Запад для того, чтобы последний следовал исламским традициям, предшествовало современной исламистской эре. Во-вторых, даже когда на Западе количество мусульман было небольшим, описанный выше нажим мог быть успешным. Наконец, при сравнении двух параллельных эпизодов – первого (в 1955 г.) и второго (в 1997 г.) – становится видно, что подход послов в 1955 г., вежливо обращающихся к властям, а не высокомерные требования, поддерживаемые разъярённой толпой, а тем более не террористические заговоры – может быть более эффективным, чем последующие.
Этот вывод подкрепляет мой более общий аргумент – и предпосылку проекта «Наблюдение за исламистами» ("Islamist Watch project ") – заключающийся в том, что исламисты, без шума работающие внутри системы, добиваются бóльших результатов, чем те, которые полагаются на жестокость и агрессивность. В конечном счёте «мягкий» исламизм представляет собой по крайней мере такую же опасность, как и агрессивный исламизм .
----------------------------------------------------
Примечания
*) Мухаммед, также Мохаммед, в европейской литературе часто встречаются его имена Магомет, Магомед (годы жизни - примерно 570-632 гг.). Основатель ислама**), почитается как пророк. Получив, по преданию, откровение Аллаха в 609 или в 610 году, он выступил в Мекке с проповедью новой веры. В 622 г. вместе с приверженцами был вынужден переселиться (т.н. хиджра) в Медину. В 630-631 гг. мусульмане под руководством Мухаммеда подчинили Мекку и значительную часть Аравии. Мухаммед стал главой теократического государства.
**) Ислам (араб., букв. – покорность), монотеистическая религия, одна из мировых религий. Главные принципы ислама изложены в Коране. Основные догматы – поклонение единому Богу – всемогущему Богу – Аллаху и почитание Мухаммеда пророком, посланником Аллаха. Мусульмане верят в бессмертие души и в загробную жизнь. (Б.Энц. 2000 г.)
Jerusalem Post
28 февраля 2008г
Подлинник (оригинал) статьи на английском языке: Destroying Sculptures of Muhammad
Перевод с английского Анатолия Курицкого http://ru.danielpipes.org