"Честные" выборы похоронили "палестинскую" государственность, приведя к власти ХАМАС. Позволили "Хизбалле" взять под полный контроль Ливан. Превратили Венесуэлу в ранчо Уго Чавеса. Укрепили позиции Махмуда Ахмадинеджада, потому что Вашингтон одним из первых признал его избрание вполне законным. Барак Обама, как ни в чем не бывало, продолжил переписку с аятоллой Али Хаменеи. Первое письмо он отправил в июне. Сейчас, как сообщает газета "The Washington Times", передал через швейцарское посольство второе. Смысл послания тот же - пора прекратить вражду и наладить двусторонние отношения.
Белый дом не подтвердил, но и не опроверг эту информацию. Тегеран занял выжидательную позицию. Угрозы новых экономических санкций его не страшат, поскольку против них выступают Китай и Россия. Понимая это, Конгресс готовит законопроект о запрете поставок Ирану продуктов перегонки нефти, который импортирует почти половину необходимого ему бензина. Однако уже к 2012 году он почти избавится от этой зависимости, срочно строя с помощью Китая новые нефтеперерабатывающие заводы.
«Мы безнадежно опоздали, - написал в своей статье, опубликованной в "The Wall Street Journal" самый последовательный критик Белого дома Джон Болтон. - И все нынешние разговоры об ужесточении экономических санкций - всего лишь попытка увильнуть от трудного выбора: смириться с ядерным Ираном или применить против него силу». Трудно спорить с бывшим представителем США в ООН. После заявления Ахмединеджада: «Иранский ядерный вопрос обсуждению больше не подлежит», который можно считать ответом на письмо Обамы, надежды убедить Тегеран отказаться от своих ядерных амбиций, похоже, окончательно рухнули.
Совет безопасности ООН был вынужден признать сложившуюся ситуацию тупиковой. Последний отчет МАГАТЭ тоже не вселяет оптимизма: Иран уже в шаге от создания ядерного оружия. «Мы с сожалением должны констатировать, что Тегеран не остановил работы по обогащению урана и производства тяжелой воды, как того требует резолюция Совета безопасности ООН», - признал Мухаммад аль-Барадеи, который еще неделю назад утверждал, что не уверен в стремлении Ирана превратиться в ядерную державу.
Немецкий посол в ООН Рюдигер Людекинг, которому было поручено озвучить выводы Международного агентства по атомной энергии на заседании в Вене не скрывал раздражения. Германия, как и Франция, больше всего опасается израильского удара по иранским ядерным объектам, который может спровоцировать полномасштабную войну. Тем более, что Исламская республика дает для этого все больше поводов. Так, новым министром обороны назаначен Ахмад Вахиди, которого аргентинская прокуратура обвиняет в организации 15 лет назад взрыва еврейского общинного центра в Буэнос-Айресе.
«Прежде чем учить попугая говорить, научите его молчать», - гласит персидская пословица. Иран неплохо усвоил принцип - слушай всех, никого не слушая. Говорят, незадолго до президентских выбров Барак Обама проговорился: «Двойные стандарты не столько грех перед обществом, сколько общественная добродетель». В Америке этим словам не придали значения. Зато в Исламской республике их не только услышали, но и разобрали, что называется, по косточкам. Потому что увидили в реальном претенденте на Белый дом родственную душу.
Год назад проживающий в Париже опальный иранский полтитолог Амир Тахери издал книгу "Персидская ночь: Иран под игом хомейнистской революции". Если бы ее внимательно почитали в госдепартаменте, то прокатившиеся по стране недавние многотысячные демонстрации протеста не показались бы столь неожиданными. Исламской республикой управляют не прагматики, а мистики. Тот же Махмуд Ахмадинеджад постоянно грезит двенадцатым имамом Махди, которой вот-вот начнет свой Страшный суд. В парламенте, то бишь маджлисе, эта тема тоже на слуху.
Именно на это и обращает внимание Тахери. Он отталкивается от многотомного труда муллы Маджлиси-магнума "Бахар-аль-Анвар", написанного в XVII веке. Этот развернутый комментарий о кузене и зяте пророка Мухаммеда имаме Али Ибн Аби-Талибе, который предрекал, что в конце времен, перед самым приходом мусульманского мессии по имени Махди, «высокий черный человек возглавит страну с сильнейшей в мире армией» - фундамент современного ислама шиитского толка. Так называемый "обещанный воин" поможет Махди завоевать весь мир. Иранские богословы-мистики, пишет Тахери, не могли не заметить, что Барак Хусейн и на арабском языке, и на фарси означает "благословение Хусейна". Более того, на фарси его фамилия читается О Ба Ма, что переводится как "он с нами". И дочь Обамы зовут Малия. Такое же имя было и у дочери известного халифа Отмана. Поэтому в его внезапном возвышении тегеранский режим увидел явный признак падения Запада и триумфа ислама.
Вот почему в
Иране внимательно следят за каждым
словом американского президента. Ни до
выборов, ни после них он ни разу не назвал
Иран государством, поддерживающим терроризм.
А "Хизбалла" и ХАМАС для него всего
лишь «склонные к насилию группировки».
И выбор Джозефа Байдена вице-президентом
был встречен с одобрением. Потому что,
как объясняет Тахери, Байден одним из
первых поддержал "революцию" Хомейни.
К тому же он сторонник того, чтобы Иран
был признан региональной державой. И
в Сенате всегда голосовал против антииранских
санкций.
В отличие от американцев иранцы в большинстве
своем отдавали предпочтение Джону Маккейну,
хотя он им тоже не слишком нравился. Просто
они исходили из того, что если "хомейнисты"
предпочитают Обаму, значит он наверняка
будет их ублажать. А то, что хорошо для
мулл, плохо для народа. Несмотря на все
идеологические выверты режима, отношение
иранцев к Америке всегда было теплым.
И они не без основания опасались, что
оно изменится, если демократы начнут
заигрывать с аятоллами. Как видим, Амир
Тахери разбирается в ирнской ситуации
гораздо лучше, чем Белый дом, Госдеп и
Пентагон вместе взятые.
За прошедший год позиции Али Хаменеи остались незыблемыми, несмотря на то, что он этнический азербайджанец. И к тому же хочет, чтобы преемником стал его сын Моджтаб. Конечно, уличные беспорядки напугали и его. Но беззубая реакция Запада на северокорейский вызов убедила Хаменеи, что опасаться в принципе нечего. Он полностью доверяет Ахмединеджаду, который нашел общий язык не только с нищей, но весьма амбициозной КНДР, а и с замыкающей тридцадку наиболее экономически развитых стран мира Венесуэлой.
Тесное сотрудничество с Уго Чавесом началось в 2006 году, когда Венесуэла вместе с Кубой и Сирией проголосовала против решения МАГАТЭ передать иранское досье на рассмотрение Совета безопасности ООН. Год спустя Каракас и Тегеран объявили о создании "оси единства", направленной против США и Эквадора. С тех пор двусторонние отношения стали быстро укрепляться. В Венесуэлу пошли иранские инвестиции. Активизировались связи в банковской и финансовой сферах, разведке и освоении нефтегазовых месторождений, переработке нефти.
Новый импульс двусторонним отношениям придал подписанный в апреле 2008 года меморандум о сотрудничестве в военной сфере. В венесуэльской армии появились иранские военные советники. Иран получил доступ к венесуэльскому урану, запасы которого оцениваются в 50 тысяч тонн. Но наибольшее беспокойство вызывает принципиальное согласие Уго Чавеса создать в Венесуэле иранскую ядерную базу, продублировав на своей территории иранские атомные объекты. В отдаленных районах страны уже работает несколько иранских предприятий, о которых нет никаких сведений. Остается только догадываться, какую продукцию они выпускают.
В декабре прошлого года в турецких территориальных водах было задержано направлявшееся в Венесуэлу иранское судно. На его борту обнаружили специальное оборудование, применяемое для производства взрывчатых веществ. Оно было упаковано в два десятка контейнеров с надписью "Детали для тракторов". Кроме обурудования нашли и странные трубки с надписью "Опасно". Груз конфисковали, но дело замяли, решив не поднимать международный скандал. После чего иранские суда начали обходить Турцию стороной.
Глубокие корни
пустила в Венесуэле и " Эти примеры взяты
из доклада манхэттенского прокурора
Роберта Моргентау, с которым он выступил
в вашингтонском Институте Брукингса.
Публикуя выдержки из него, "The Wall Street
Journal" задается вполне закономерным
вопросом: «Почему Соединенные Штаты закрывают
глаза на то, что два режима из разряда
самых опасных в мире, называющих себя
"осью единства", совместно действуют
в нашем глубоком тылу, создавая ядерные
и ракетные технологии?». И отвечает: «Потому
что дипломатические заигрывания президента
Барака Обамы, который в апреле пожал Чавесу
руку на саммите лидеров американских
государств в Тринидаде и Тобаго диктаторы
принимают за слабость и, следовательно,
начинают все больше наглеть».
Наверное, это
не самый аргументированный ответ.
На протяжении десятилетий Соединенные
Штаты щедро помогали развивающимся странам.
Гуманитарная помощь для чиновников не
только развратила их, но и сыграла злую
шутку с самой Америкой. Ибо, помогая бездельникам,
она помогла им сесть себе на шею. А вместе
с помощью они готовы откусить и руку,
ее дающую. Когда, к примеру, Иран предложил
принять резолюцию о запрещении иностранных
атак на какие бы то ни было ядерные объекты,
его поддержали 118 стран. 90% из них находятся
на американском иждивении. Так стоит
ли подпитывать этот корень ненависти?
«Еврейский меридиан»