Maof

Thursday
Nov 14th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
(Комментарий к рассуждениям специалистов)

Смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по Тебе.
Джон Донн

Совершенно очевидно, что если не попытаться поставить заслон этому новому оружию, то очень скоро самоубийцы будут взрываться не только в Иерусалиме. Они будут взрываться на Елисейских полях, Красной Площади, Бродвее, Пикадилли, на улицах Пекина, Каира, Багдада и Дамаска — в зависимости от того, кто заказал и оплатил взрыв и каковы его цели.
Е. Боннер, Обращение к мировой общественности, 15 апреля 2002 г.

 

         Недавние взрывы в московском метро, помимо естественного сострадания к жертвам и сочувствия близким погибших и пострадавшим, с новой силой поставили весьма старые и традиционные вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?». В разделе «Кто виноват?» фигурируют самые различные предположения, среди которых основным является идея недоработок со стороны сегодняшнего российского руководства и его служб безопасности. Обсуждается и возможность того, что это само руководство так укрепляет свою, не очень крепкую, власть.

         В число виновников, помимо прямых исполнителей, я включаю ещё и тех, кто снабдил их оружием и создал идеологические предпосылки проведения террористических актов, какими бы причинами они не объяснялись и чем бы ни мотивировались.

         Находясь в Иерусалиме, т.е. в относительной близости от терактов уже в течение ряда лет, имея среди родственников людей, от этих терактов пострадавших, мне трудно обсуждать проблему отстранённо. Для меня любой террорист, а особенно – самоубийца - террорист – прежде всего бандит. И если он случайно не погиб в теракте, наказанием ему обязательно должна быть смертная казнь.

         Массовые обсуждения в СМИ проблемы «Что делать?» сводятся, как правило, к рекомендации устранять условия и причины, породившие терроризм вообще и терроризм самоубийц – в первую очередь. В качестве причин явления обычно указываются социальная неудовлетворённость, плохие условия жизни, тяга к отнятой другими свободе и т.д. и т.п. На основании собственно израильского, да и внимательно проанализированного международного опыта, можно, однако, твёрдо сказать, что всё это, обсуждаемое на СМИ-посиделках, к истинным причинам определённо не относится.

         Приходится признать, что террористы – самоубийцы, когда «идут на дело», не загипнотизированы таинственно сильным образом, не представляют нищие слои, денно и нощно думающие о куске хлеба насущного, не поглощены, в применение, по крайней мере, к Израилю, идеей свободы для какого-то своего народа. Не стоит делать из них то Оводов, то доведённых до ручки Корчагиных. К примеру, без всякого террора арабы Палестины давно, ещё с 1948 г. имели бы, как и евреи, своё государство, коль их лидеры не лезли бы воевать, а вели бы себя мирно и конструктивно.

         Разумеется, правящие элиты всегда выбирают оптимальный для себя и своих помощников образ существования. И, коли они выбрали терроризм вместо государственности, это им выгоднее. Огромный поток финансирования «палестинской автономии», идущий от европейских стран и США, успешно превращается в личный капитал правящей верхушки «угнетённого народа». Никакое государство в этом смысле не было бы столь эффективным и простым орудием личного обогащения руководства.

         Вероятно, так обстоит дело в других точках мира, где используется террор. И если раньше говорили «ищи женщину», то теперь более уместно прозаическое «ищи деньги», что привлечёт и женщину. Тот факт, что конкретные мотивы террора и их реализации не всегда и не всюду понятны с точки зрения рационального, европейски мыслящего ума, ничего не означает. Просто подчас приходится признать, что не всё так просто в происходящем. Лучше признать это, чем обманывать себя и других, выдавая кажущееся (месть, нищету, обездоленность) или привычное, за понятое.

         Меня удивляет и задевает, что даже в обсуждении терроризма самоубийц опыт Израиля или сведения, которые уместно почерпнуть из этого опыта, столь нередко отрицаются. Так, один из участников недавней дискуссии на RTVi, директор какого-то стратегического института (название, каюсь, забыл) прямо так и сказал: «Методы Израиля в борьбе с террором для России не поучительны, из-за совершенно разных условий. Об этом же мне сказал один израильский журналист». Мэтр не уточнил, почему они не поучительны, и какой журналист сообщил ему столь странную мысль.

         Разумеется, Россия гораздо больше Израиля, но сходство в повадках у всех террористов – самоубийц очевидно. Однако, невозможно поддерживать Хамас, Хизбаллу, ФАТХ, не отрицая сходства между террором в Израиле и России. Популярный журналист Шевченко прямо сказал, что в России орудуют террористы, а в Израиле «палестинский народ» всеми силами борется за свободу. Впрочем, сходна точка зрения и ряда стран Европы, которые просто надеются или перенаправить террористский огонь от себя, или ослабить энергию атак в свой адрес. Вне этой надежды - химеры «Чур, не меня!», упорное исключение, даже на уровне рядовых передач СМИ, Израиля из числа стран, ведущих войну с террором, не то, что находящейся на передовой этой борьбы – не понять. Как не понять без этой же химеры упорное желание любыми способами заставить Израиль уступить давящим на него террористским образованиям, создавая в гнездовье террора государство-бандит на манер хамазстана. Такая политика несказанно вредит борьбе с террором и терроризмом во всём мире.

         Полагаю уместным несколько подробнее остановиться на деталях развернувшегося сейчас в российских СМИ обсуждения террора, его причин и методах борьбы с ним. О психологии смертников корреспонденту "Известий Науки" Александре Белуза 02.04.10 рассказал ректор Восточно-Европейского института психоанализа, доктор психологических наук, профессор Михаил Решетников. В развернувшейся на страницах газет, в теле- и радиопередачах полемике, взгляды, подобные высказанным психоаналитиком, весьма распространены, но сформулированы менее чётко. Поэтому мне удобнее отвечать пункт за пунктом именно на интервью г-на Решетникова. А оно, на мой взгляд, содержит ряд неточностей и вызывающих возражения утверждений. Так, психоаналитик пишет:

1. «Десять лет назад, в 2000 году, в Чечне впервые прогремел взрыв с использованием "смертника". С тех пор "живые бомбы" стали основной тактикой террористов».

Задолго до этого террористы - самоубийцы стали широко использоваться против Израиля. Разумеется, здесь речь идёт не о приоритете изобретения, но о широком внедрении «разработки». Не было недостатка в обращениях к правительствам ведущих стран, к мировой общественности с целью рассматривать использование этого оружия массового поражения как преступление против человечности. Куда там! «Мировая общественность» искала и находила оправдание бандитам.

2. Говоря о психологии террористов, психоаналитик утверждает: «Чаще всего это мстители. Мы говорим о циничных вещах, но кавказские женщины, которые потеряли мужа, сына, брата, отличаются особым восприятием действительности. Для них не существует мир, существует только желание мести. Смертников и набирают из таких вот обездоленных людей. Кроме того, они проходят еще специальную подготовку - помимо религиозной составляющей это еще промывка мозгов и обработка психотропными препаратами».

Это не верно. Сплошь и рядом это не обездоленные, не вдовы, а молодые, нормально образованные и совсем не выброшенные обществом субъекты. За много лет террористской войны против Израиля никогда не сообщалось и об их психотропной обработке. Женщины, в основном, весьма молодые, становятся очень нередко террористками-самоубийцами из-за внебрачных интимных связей. Такая связь считается настолько преступной с точки зрения Ислама, что наказанием может быть лишь смерть – либо с позором и от своей семьи, либо без позора – за убийство неверных. Кстати, странно звучит, но к греху женщины относится и её изнасилование. У мужчин нет греха, и приманкой нередко (но отнюдь не всегда) выступают толпы загробных вечных девиц – гурий.

Террористы – самоубийцы разного ранга в основном вовсе не мстители. Так, не был мстителем за своих, согласно его дневникам, и самый видный из них, Атта, лидер бандитов, атаковавших башни в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г.

3. «"Живые бомбы" ездят в метро от станции к станции, долго не решаясь на само-подрыв. Поэтому чаще всего взрывная кнопка есть не только у самого террориста-смертника, но и у того, кто должен контролировать его поведение и в случае чего привести бомбу в действие».

Это не так. "Живые бомбы", например, в Израиле, взрываются, по возможности, быстро и сами. Крайне редки случаи, когда взрывное устройство приводилось в действие не самим самоубийцей.

4. «Если вас интересует социальный портрет (террориста - МА), то преимущественно это вдовы и матери, потерявшие детей».

Это совершенно не верно, если судить по мировому опыту, прежде всего опыту Израиля. Там террористки, как отмечалось чуть выше, понуждались к действию прямой угрозой "гибели в бесчестье" за "женский грех". А считать "ходячие бомбы" специфически российским явлением - ошибка грубая и опасная. Она кончится новыми бедами.

5. «Смертника вообще нельзя оценивать с точки зрения обыденной психологии. Там действует совершено другая психология - психология мести. Есть два чувства, которые никогда не насыщаются - потребность в любви и потребность в мести».

Это не верно. Немки, потерявшие детей и мужей во второй мировой войне, не взрывались после её окончания в метро. Тоже самое верно и в отношении евреев, потерявших полнарода от рук своих палачей. Можно привести примеры, показывающие, что для многих случаев террора самоубийц личная месть не имела отношения к «делу».

6. «Смертников нельзя описывать в терминах психопатологии. С таким же успехом мы можем сказать, что любой человек, который стреляет в противника, патологичен, потому что убивать нельзя. В их сознании идет война. На политическом языке их можно назвать фанатиками».

Нет аналогии между человеком, стреляющим во врага и смертником, убивающим непричастных людей бомбой, изготовленной его руководителем с таким расчётом, чтобы причинить максимальное поражение и страх. Нельзя путать террориста – самоубийцу и камикадзе – объект действия и мотив у них определённо разные. Путаница психоаналитика - не просто кощунство, но опасное и вредное смещение понятий, невольное или осознанное оправдание бандитов. Лично я не могу считать и террористом – самоубийцей лётчика Н. Гастелло[1].

7. В противовес утверждению автора, "смертника" совсем нередко можно выделить в толпе - по взгляду, одежде, поведению, о чём говорит израильский опыт. Именно это в ряде случаев позволяло предотвратить или уменьшить число жертв терактов самоубийц в Израиле. Моя жена при выходе из магазина заподозрила террористку по выражению лица и одежде, но не успела сообщить об этом полиции, как та взорвалась

8. «70% террористов, которые отбывают наказание во всех тюрьмах мира, говорят, что как только они выйдут на свободу, то вернутся к прежней деятельности».

Цифра не вызывает доверия, поскольку автор явно путает террористов вообще и террористов-смертников. По этим последним, статистика крайне мала и не поддерживает утверждение автора.

9. К сведению "Известий Науки", в Израиле не преследуют семьи террористов. До недавнего времени, некоторые даже получали пособие "в связи с потерей кормильца". Что касается имевшейся в прошлом практики разрушения домов, то её цель была ликвидация материальной выгоды террора самоубийц - использования денег, выплачиваемых ранее, к примеру, Ираком, за "удачный" теракт семье «героя».

10. «На мой взгляд, проблема терроризма не имеет силового решения. Специалисты по психологии террора неоднократно подчеркивали: борьба с террором путем уничтожения террористов эффективна так же, как попытка справиться с наводнением, вычерпывая воду ковшиком».

Это в корне неверная точка зрения, дезориентирующая общество. Она, как и знаменитое заклинание "наказание сильно не своей жестокостью, но неотвратимостью", не подтверждается никакими "фактами на местности" - ни в прошлом, ни в настоящем. Напротив, анализ конкретных вспышек террора показывает, что эта проблема не имеет решения без силового, в наши дни основанного на праве и законе, воздействия. Имею в виду ликвидацию или арест террористов, уничтожение пособников и разрушение их организаций, включая отнюдь не в последнюю очередь прекращение религиозного прикрытия террора. Эти действия подразумевают и поощрение реформаторских движений в религии - тех, что не противостоят современности в жизненно важных аспектах – в первую очередь, высоко ценят право человека на безопасную жизнь.

Нередко даже от военных можно услышать утверждение, когда говорится не только о терроре, но и о партизанском движении, о невозможности военного решения этих проблем. Анализ анти - партизанских операций прошлого - далёкого и не очень, доказывает ошибочность подобной точки зрения. Слыша её, полезно задуматься над возможными мотивами, определяющими приверженность к такому подходу.

11. «Отлавливание террористов и их лидеров ничего не даст. На место тех, кого убрали, придут другие. Нужна адекватная социальная терапия на основе понимания, что такое историческая психическая травма и какие психологические механизмы действуют в травмированных сообществах. Нужно разобраться, в чем проблема - почему целые поколения людей поступают именно таким образом? Для этого требуется народная дипломатия и дедемонизация образа врага».

Тут у психоаналитика полная путаница. Ведь не прекращают прополку только потому, что на месте вырванных вырастают новые сорняки. Просто период их отсутствия позволяет полезным растениям развиться,

Нельзя не демонизировать убийц прохожих, детей и т.д., поскольку они фактически нелюди. Призыв психоаналитика лишь мешает борьбе с террором и облегчает проведение терактов. Основой борьбы с террором самоубийц, требующим совсем не простой подготовки, являются превентивные действия спецслужб, полиции, армии. Однако иногда Велика роль СМИ и общественного мнения – как в противодействии террору, когда именуют бандита бандитом, так и в поддержании террора, когда о нём говорят как о законно сопротивляющейся жертве или борце за свободу. Не считай многие в мире, исходя из ложного гуманизма, а то и прямо за нефтяные деньги всяких там эмиров и шахов, террористов в Израиле "борцами за свободу", было бы гораздо труднее заинтересованным в терроре обращать людей в нелюдей.

Сейчас террор шествует по России, пусть отдалённо не с той интенсивностью, что в Израиле. "Дедемонизация образа врага" быстро уничтожит эту разницу. Не понимать это значит помогать террору, пусть и неосознанно. И никакая народная дипломатия в борьбе с террором не поможет, поскольку террор не есть отражение ненависти между простыми людьми, которой попросту нет. Неприязнь к «другим» почти всегда есть, но она практически никогда без стимуляции со стороны «верхов» не приведёт к терроризму или массовым убийствам.

12. «Каждый теракт - это, с одной стороны, послание мести, а с другой - требование быть выслушанными. Если мы обратимся к истории, то вспомним, что в 1944 году деды и прадеды этих террористок были высланы со своей земли, в процессе депортации погибло много людей, потом была война, где погибли внуки и правнуки тех дедов».

Опять-таки, подобные утверждения не выдерживают критики. Сейчас люди имеют массу способов, помимо взрывов в общественных местах, заставить прислушаться к своему мнению, обеспечить свои права в рамках нормального государства или даже проголосовать за выход из него, что вынудит власти с голосованием считаться. Взрывая бомбы, баскские террористы, например, отдаляют создание своего государства - кто из нормальных людей вместо Франции и Испании согласится жить в бандостане? Не добились отделения от Англии и сепаратисты в Северной Ирландии. Повторюсь: не прибегали к террору высланные после 2ой мировой войны немцы. Не было мстителей - террористов за Холокост или за то, что делали немцы на оккупированных территориях СССР.

Конечно, перевернув здравый смысл вверх ногами, можно и бомбёжку Дрездена считать терактом. Но зачем же переворачивать и передёргивать, оценивая как оправдывающие террор сейчас действительно имевшие место притеснения в 1944? Зачем приплетать сюда события начала девяностых и их последствия? Не последовательней ли для позиции учёного было бы просто признать, что до конца не ясны корни того, почему террор самоубийц был принят на вооружение агрессивным исламизмом. А то, что именно это религиозное течение ответственно за вербовку, подготовку и обеспечение этого вида террора - нет ни малейших сомнений. Достаточно просто непредвзято смотреть в глаза фактам. И никаким особым угнетением приверженцев этого учения, никаким якобы имеющим место лишением их прав или возможностей происходящее сегодня в мире, а вовсе не только в России, - не объяснить.

В этом отношении полезно иметь в виду точку зрения писателя Салмана Рушди, который после терактов 7 июля 2005 года в Лондоне, в статье, опубликованной в Times, заметил, что реформа ислама поможет противостоять идеологии джихада, из-за которой радикальные мусульмане совершают теракты. Он писал: «Исламская Реформация должна начаться с принятия того факта, что все идеи, даже самые священные, должны приспосабливаться к меняющемуся миру. … Исламская Реформация необходима не только для борьбы с идеологами джихада, но и с удушающей атмосферой традиционных медресе. Нужно широко распахнуть окна закрытых общин, чтобы впустить туда свежий воздух, в котором они нуждаются». Кто, как не он, в 1989 г. приговорённый аятоллой Хомейни к смертной казни за роман «Сатанинские стихи», и с тех пор живущий под охраной полиции, знает, о чём говорит.

 

Иерусалим



[1] В легендарной версии его поступка