Maof

Thursday
Nov 14th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
(2.04-10) В конце недели мировые СМИ распространили "радостную весть": Из кулуаров СБ ООН поступили сведения о наметившемся долгожданном согласии пяти мировых держав, имеющих право вето в СБ ООН, - США, Англии, Франции, России и Китая, по вопросу об ужесточении экономических и других санкций против Ирана.

Как предполагают эксперты ООН, если будет достигнуто согласие пяти мировых держав по иранскому вопросу, санкции против Ирана могут вступить в силу еще до наступления лета сего года.

Как сообщают различные источники и обозреватели, на позицию Китая, до сих пор остававшегося последним камнем преткновения на пути к принятию резолюции СБ ООН о санкциях против Ирана, повлияла Россия. Однако подробностей на эту тему не публикуется.

Уже после опубликования победных реляций СМИ на данную тему, стало известно, что Китай вновь изменил свою точку зрения на вопрос о санкциях против Ирана. Это произошло после того, как китайскую столицу срочно посетил высокопоставленный иранский чиновник Саид Джалили, ответственный за переговоры Ирана с ООН.

Комментарий
Тем временем инспекторы МАГАТЭ (организации, как правило, весьма осторожной в оценках, касающихся иранской ядерной программ), заявили, что Иран планирует новые ядерные объекты по типу ранее скрывавшегося от МАГАТЭ обогатительного предприятия в горах возле города Кума в, наличии которого недавно вынуждено было признаться руководство Ирана.

Подозрения о том, что объект в Куме был не единственным тайным предприятием Ирана по обогащению урана, значительно окрепли после выступления главы иранского агентства по атомной энергетике Али Ахбара Салехи, который сказал, что президент Махмуд Ахмадинеджад отдал приказ о немедленном строительстве еще двух ядерных объектов в стране. Фабрики по обогащению урана, по словам иранского лидера, "будут построены в толще горных пород, чтобы защитить их от бомбардировок".

"По воле Аллаха, - заявил Салехи, - мы можем начать строительство двух новых обогатительных фабрик". Вполне вероятно, отмечают при этом эксперты, что строительство уже ведется.

Сейчас, сообщает пресса, инспекторы МАГАТЭ изучают данные спутниковых фотосъемок. На фотографиях различимы подземные объекты в горах, но однозначно подтвердить наличие там центрифуг не может пока никто.

Проверить подозрения официальным путем также невозможно, так как Иран строго ограничивает действия международных инспекторов. По мнению источников, близких к МАГАТЭ, Иран делает новое оборудование для обогащения урана, которое не устанавливается на главном заводе, куда пускают инспекторов. Этого оборудования нет на известных МАГАТЭ ядерных объектах Ирана, ни в Натанзее, ни в Куме.

Все происходящее наводит экспертов на предположение о наличии в Иране второй "теневой сети" ядерного производства, в рамках которой оборудование, производимое на небольших предприятиях в разных точках Ирана, свозится на тайные склады, откуда потом доставляется на другие, также секретные, объекты.

"Теневая сеть" ядерного производства в Иране состоит из небольших фабрик по производству центрифуг. Причем предприятия разбросаны по всему Ирану, разумеется, вызывая пристальный интерес у израильской и американской разведок. По сообщениям СМИ, на ряд таких предприятий информаторам разведок Запада удалось проникнуть и передавать спорадические сообщения о том, что Иран производит и какие в процессе производства возникают трудности.

Однако еще более тревожные подробности того, что происходит в ядерной сфере Ирана стали известны мировому сообществу после того, как на Запад сбежал один из компетентных иранских физиков-ядерщиков Шахрам Амири. Он дал экспертам ЦРУ подробный отчет о направлениях и стадии развития наиболее секретных сегментов иранского атомного проекта.

Возможно под воздействием предоставленных физиком данных, а возможно в виду невозможности и далее утверждать, что иранская программа серьезной опасности не представляет (такие выводы были сделаны американцами в 2007 г), ЦРУ в эти дни опубликовало новый доклад по иранскому вопросу. Доклад не оставляет камня на камне от предыдущих оценок того же ведомства и полностью подтверждает выводы израильской военной разведки. Согласно новому отчету аналитиков ЦРУ, предназначенному для Конгресса США, Иран ускоренными темпами создает военный ядерный арсенал. Вопрос заключается не в том, будет ли такой потенциал создан, но в том, когда он будет создан.

Общая оценка ЦРУ теперь сводится к тому, что Иран предпринимает усилия для создания возможности "мгновенного" перехода к созданию собственного ядерного арсенала, снабженного готовыми к использованию средствами его доставки, такими как баллистические ракеты. В случае соответствующего решения высшего политического руководства Исламской Республики, эта стратегия позволит Ирану до последнего момента, до "часа икс" уверенно отрицать наличие у себя ядерного потенциала, в то время как все "ингредиенты" для немедленного производства и применения ядерного оружия в Иране будут созданы и приготовлены к мгновенному "одномоментному" применению.

В данной связи, особенно в свете подтвержденных на уровне МАГАТЭ и экспертной оценки ЦРУ принципиально иной, чем это подавалось раньше, картины действий Ирана в сфере ядерных технологий, возникают, скажем так, недоуменные вопросы в связи с избранной мировыми державами тактикой борьбы с иранской ядерной программой.

Если бы глупой, неуместной, совершенно неадекватной возникшей угрозе, ее назвали бы лишь авторы данного информационно-аналитического материала, то такую оценку вполне можно было бы считать лишь личным мнением нескольких журналистов, не знакомых с картиной происходящего во всей ее полноте.

Однако, едва ли не первыми, кто, говоря о политике санкций против Ирана, во всеуслышание сказал, что "король-то голый" стали... саудовские власти, заявившие об этом в ходе недавнего визита министра обороны США Роберта Гейтса и других представителей администрации США в столицу Саудовской Аравии эр-Рияд.

Американские политики и дипломаты услышали именно те слова, которые, вероятно, уже давно на устах многих, хорошо знакомых с проблемой, лиц. А именно: что политика применения экономических санкций к стране, целенаправленно и упорно добивающейся поставленной ею целей, - созданию ядерного потенциала, - столь же нелепа, сколь и неэффективна. Ибо для обхода любых, самых жестких санкций, всегда достаточно лишь одной или нескольких "дыр в заборе" ограничений. Кто-нибудь как-нибудь когда-нибудь да поставит за большие или сверхбольшие деньги именно то, что необходимо режиму, чтобы продвигаться вперед к достижению поставленной задачи.

Экономические же тяготы любой степени, предназначенные для населения, также не помешают властям сконцентрироваться на достижении "общенациональной цели" любой ценой. Что касается народного гнева, то, как известно, победителей не судят. Особенно в Иране.

По мнению саудовцев, практически единственный, сколько-нибудь эффективный способ остановить мощный государственный механизм ИРИ, направленный на достижение "главной стратегической задачи", - это сокрушительной силы военный удар по иранской военной и государственной машине. Иные способы не имеют шансов вовремя и в должной степени воздействовать на ситуацию.

Следует отметить, что данные слова прозвучали из уст лидеров страны, непосредственно граничащей с Ираном, и, в случае неблагоприятного развития событий, имеющей все шансы стать объектом мести иранских лидеров, либо косвенно пострадать в результате военных действий у своих границ.

А это значит, что осознание властями Саудовской Аравии масштаба грозящей опасности, в случае прикрытого бесполезными "санкциями" продолжения бездействия международного сообщества, заставляет саудовцев открыто призывать к военному решению проблемы, идя на несомненный и немалый риск, связанный с военным сценарием.

Такому четкому осознанию опасности и приемлемых путей борьбы с ней не худо бы поучиться у Саудовской Аравии Западу.

Перспективы
Можно однако констатировать, что ни беспрецедентный демарш Саудовской Аравии, ни "уточненные" данные американской разведки не привели (пока, по крайней мере) к отказу США и всего остального западного мира от сколь неудачной (ввиду откровенной обструкции со стороны России и Китая), столь и бесполезной "политики санкций".

Сегодня усилия Запада в отношении Ирана напоминают попытки заставить черепаху бежать, да еще и обогнать лису.

Называются те или иные сроки принятия санкций, смягчаются или наоборот ужесточаются отдельные положения данных санкций в попытке достичь, наконец, американо-российско-китайского консенсуса. А время неумолимо истекает. Истекают месяцы, недели, дни и часы, в течении которых можно было бы обсудить действительно адекватные сценарии противостояния перспективе ядерного Ирана и приступить к действиям по их реализации.

Своим бездействием цивилизованный мир ставит себя в весьма опасную ситуацию. В случае успеха иранских усилий в ядерной области, мир получит "новую реальность", включающую в себя как вполне реализуемую перспективу "анонимного" ядерного терроризма, направленность которого, несмотря на предельно четкие антиизраильские заявления иранских лидеров, представляет собой серьезный вопрос. Объектами мести Ирана могут стать и старые враги в арабском мире и недостаточно ретивые, с точки зрения Тегерана, союзники. Либо "совершенно неожиданные" жертвы, с целью вселить в "неверных" во всем мире иррациональный ужас и т.д. и т.п.

Неузнаваемо изменится в тени иранского военного атома и международная экономическая реальность, частью которой может стать регулярная глобальная топливная лихорадка, резкое подорожание нефти, экономический и нефтяной диктат Ирана в определении ценовой политики на топливо и т.д.

В случае же военных действий отдельных стран вопреки воле международного сообщества и без его поддержки (вместо выработки согласованной активной международной стратегии борьбы с оружейным иранским атомом), такие действия могут носить либо заведомо "промежуточный", временный, недостаточный для полного устранения угрозы характер. Либо характер, вынужденно, по необходимости, избыточно жестокий. И в этом случае, принятые меры могут быть вполне эффективны, однако достигнуты они будут гораздо более высокой ценой, чем та, которую пришлось бы заплатить всему миру за свое освобождение от иранского дамоклова ядерного меча, в случае адекватных, решительных, своевременных совместных действий крупнейших мировых держав, при поддержке всего мира.

Сегодня, пожалуй, лишь такая "неприятная случайность", как полный провал усилий США по сколачиванию антииранского блока в СБ ООН, еще может спонтанно привести Запад к реализации сценария, на котором столь активно настаивают саудовские власти, прочувствовавшие степень угрозы своей, в том числе и экономической безопасности и стабильности, в случае провала международных усилий по ядерному разоружению Ирана.

Успех же в деле принятия санкций против Ирана, парадоксальным образом, будет означать критическую потерю драгоценного времени и продолжение "сна разума" Запада, на наших глазах порождающего иранское ядерное чудовище.

Материал сайта www.evrey.com