Maof

Monday
Dec 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Странные времена переживает регион. Вроде бы массы лишились покоя, и всё старое руководство в опасности. Увеличиваются усилия лидеров заниматься именно вопросами внешней политики и обороны, развивать старые планы и даже пересечь красные линии, к которым долгое время они остерегались приблизиться. Одна из стран, выделяющихся в этом дуализме – это Сирия под властью Башара Асада.

В последние месяцы сирийцы действуют в двух главных плоскостях, чтобы усилить способности своей армии. С одной стороны они развивают связи с Ираном. Отправка Ираном двух своих военных кораблей через Суэцкий канал в Сирию, визит командующих ВМФ и декларации в прессе – это всего лишь беглый обзор происходящего между двумя государствами, занимающими центральное место на оси зла, ещё со времён Буша. Хоть во всём этом нет ничего нового – союз между Ираном и Сирией существует ещё со времён Хомейни и Асада-старшего – но пиар должен был подчеркнуть это тем, кому следует.

Но как раз второе направление сирийских усилий является неожиданностью, и подробности на эту тему публикуются тут впервые. Ось Сирия – Турция строится уже два года, но за последние месяцы их связи превратились в реальный военный союз. В этих отношениях между Сирией, арабским государством, отверженным для многих стран Запада, и Турцией, членом НАТО и потенциальным кандидатом в Евросоюз, задаёт тон, несомненно, Эрдоган.

Оказывается, что пока в Израиле обсуждали пути улучшения отношений с Турцией, пока дело «Мармары» обсуждалось в комиссии по расследованию в ООН и во внутренних комиссиях двух государств (между которыми до сих пор сохраняются дипломатические и экономические отношения) – Турция уже выбрала свою сторону. Недавно источники в системе безопасности Израиля подтвердили отчёты, которые появились в новостных агентствах Анталии, согласно которым турецкая армия начала тренировать офицеров сирийской армии.

Отчёты отличаются лаконичностью и целевой направленностью. Не приводится никаких подробностей о типе тренировок и их целях, но смысл сообщения ясен. Армии, проводящие совместные учения, в конечном итоге будут и сражаться плечом к плечу на поле боя. Те, кто захочет исследовать союзы такого типа в истории, обнаружат, что государства не тратят время и ресурсы на тренировки иностранных армий просто так. За визитами и за совместной работой стоят интересы.

Спор Эрдогана и армии

С традиционной точки зрения, Сирия и Турция – старинные противники. Кроме пограничных споров, у них есть чёткие различия мировоззрений. Капитализм – против коммунизма, вопросы связей с Израилем, религия улицы – против светскости по указанию власти, и прочие различия – это привело Турцию на сторону Запада, а Сирию, напротив, на Восток, к радикальной оси.

Но то время миновало, с тех пор, как Эрдоган пришёл в Турции к власти, разрыв перешел в тёплые отношения. Первые ростки изменений можно было отыскать уже два года назад – задолго до событий с флотилией Мармара. В апреле 2009 года турки, неожиданно для Израиля, начали совместные военные манёвры с сирийцами. В официальном сообщении турецкой армии говорилось, что речь идёт об обычном учении «в рамках дружбы между государствами», дружбы, которая предназначалась, согласно разъяснениям, для укрепления сотрудничества и доверия между силами, действующими в районе границы и для усиления способности к совместным действиям. Итак, речь шла всего лишь о символическом событии, которое воспринималось друзьями Израиля в турецкой армии, как часть усилий сократить вооружённые действия курдского подполья (РКК) на юге страны. С точки зрения Израиля, это не было существенным в военном аспекте, но в политическом смысле у этого было большое значение. Впервые Турция совершила маневр с Сирией, впервые с тех пор, как вошла в с НАТО, она устроила широкомасштабные учения с какой-либо арабской армией.

В начале 2010 года два государства подписали ряд торговых соглашений, которые должны были открыть перед Сирией двери Запада. Именно в тот же период были отменены совместные манёвры Турции с Израилем, зато организованы дополнительные военные манёвры с Дамаском – их темой была защита границ. В Израиле усилились опасения, но даже в системе безопасности, где уже выработался здоровый пессимизм, не ожидали происходящего в последние 2 месяца. Согласно отчётам из Турции, которые, как уже было сказано, подтвердили чиновники системы безопасности в Израиле, турецкая армия начала тренировать сирийскую армию и обучать ее офицеров. В последний месяц даже было достигнуто соглашение об передаче разведданных в реальном времени. Согласно той же турецкой публикации, в ходе официального визита турецкого заместителя начальника генштаба Аслана Гуннара в Дамаск, было подписано соглашение об обмене информацией и проведении совместных учений.

Этому соглашению предшествовала внутренняя борьба между правительством Эрдогана и армией об отношениях с Сирией и глубине сотрудничества. В армии противились углублению отношений, утверждая, что сильное сближение с Дамаском может повредить связям с Западом. Но Эрдоган решил иначе, и с тех пор возникло тесное сотрудничество.

Израильские беспилотники в Сирии?

В последний месяц, как уже говорилось, была ещё более повышена степень сотрудничества в сфере разведки. Турция обязалась передавать сирийцам напрямую в реальном времени разведданные, которые будут собираться посредством беспилотных самолетов в пограничных районах.

Для понимания всей остроты этой проблемы следует проанализировать, какие средства находятся ныне в турецкой армии, и проверить, откуда они взялись. Вот уже два десятилетия Израиль является главным поставщиком для Турции. Израильский концерн ТААС модернизировал турецкие танки, «Таасия Авирит» хорошо заработала на том, что провела для Турции работы по модернизации самолётов «Фантом Ф-4», и другие государственные и частные компании продавали беспилотники, локаторы, ракеты и усовершенствованные средств защиты.

Беспилотные самолеты, переданные Израилем Турции, эксклюзивным средством фронтовой разведки. Параллельно с турецкими сообщениями о передаче сирийцам разведданных, турки заявили, что речь идёт о разведанных, добытых ими своими средствами. Другими словами, оборудование, которое Израиль им передал, не будет служить сирийской разведке.

Но у турок ещё нет собственных беспилотников, которые могли бы передавать в реальном времени разведданные в Дамаск. Следующая история наглядно иллюстрирует это: в 2005 году в Турции решили подписать договор на общую сумму 200 миллионов долларов с несколькими израильскими частными компаниями на обеспечение беспилотными самолётами типа Harop – первый образец таких самолётов назывался «самоубийца», по его начальному предназначению.

Наряду с беспилотниками израильские компании предлагали широкий спектр соответствующего съёмочного и другого оборудования того типа, которое ныне передается Сирии. Турки ответили на это отрицательно. Они были заинтересованы в израильских пилотных технологиях, но съёмочное оборудование должно быть турецким. Был выполнен первый этап сделки, подошёл второй этап, когда израильтяне должны были поставить самолёты без съёмочного оборудования.. Компании доставили турецкой промышленности самолёты, а на них уже было установлено съёмочное оборудование местного производства.

Однако, турецкие инженеры забыли, что недостаточно просто присоединить электронику, что эти миниатюрные самолёты должны взлетать, быстро летать и собирать требуемую развединформацию. Части этих самолётов так и не удалось взлететь, другие же отклонились от маршрута полёта - все из-за слишком большого веса, а в одном случае установленная камера привела падению и разрушению всего самолёта с оборудованием, стоившим огромных денег. Израильские беспилотники не могли поднять этих больших камер.

К этому прибавились проблемы с обеспечением и трудности некоторых частных компаний в части временного графика. В ответ турки обвинили Израиль, открыв добавочный экономический фронт в дополнение к другим спорным проблемам. Кстати, в тот период Израиль попросили доставить в Турцию беспилотники вместе с израильской бригадой обслуживания. Исключительная просьба, смысл которой – израильское участие в военных действиях Турции. Израиль согласился. Знания, приобретенные турками, наблюдавшими за израильским персоналом, не вернулись в Страну вместе с персоналом.

Страховой полис Асада

Но в отличие от картины, вытекающей из последних сообщений, разведка - это не единственная проблема. Так как Турция является членом НАТО, турецкая армия построена в соответствии с западными венными доктринами при массивных закупках современных западных вооружений. Поскольку Турция была в прошлом стратегическим союзником Израиля, проходили совместные учения между армиями, включая темы, о которых многие израильтяне не осведомлены. Исходное предположение, что все переданное Турции может попасть в Сирию. Военные доктрины, вооружение, разведданные. Разумеется, из Сирии к Хизбалле путь еще короче.

Тот, кто думает, что эти шаги Турции вызывают изумление в НАТО, ошибается. В декабре 2010г. через месяц после подписания обсуждаемого военного соглашения между Сирией и Турцией прошла конференция НАТО в Лиссабоне и на ней, согласно источнику в системе безопасности, согласилась Турция на установку локаторов на ее территории. Мир умолял и Турция согласилась, но у нее были два условия.

Первое – Израиль не получит разведданных от этих локаторов, которые, как сказано принадлежат НАТО, с которым у Израиля ясные соглашения в области безопасности. Второе условие – НАТО не определит Иран как враждебное государство. Символично, что именно в то время началось сотрудничество в области разведданных с Сирией.

С точки зрения Сирии, это изменение – это реализация мечты: устранение потенциального фронта (против Турции) и усиление против Израиля. Теоретически нахождение турецких советников и офицеров на территории Сирии может предотвратить действия или реакцию Израиля – страховой полис, в котором Асад срочно нуждается.

Но это не единственная причина довольства в Дамаске. Учения и обмен разведданными косвенно способствуют и укреплению режима в это неопределенное время. Даже если в итоге сирийская армия не изменится существенно, ее имидж улучшится. В дни, когда Асад заботится о своем имидже и имидже его сил, это серьезный подарок.

Нужно помнить, что диктатура семейства Асад тянется уже более 40 лет. Вроде бы есть партия и аппарат, но всем ясно, что есть один властитель.

Когда начались волнения в арабском мире, Асад был один из первых, учуявших потенциал ущерба. Несмотря на слабую экономику, Сирия Асада-младшего – это одна из стран, с распростертыми объятиями принявших технологическую революцию. Смысл этого – у общественных сетей (типа Фейсбук) есть потенциал воздействия на Дамаск, на молодежь Дамаска.

Это было усвоено, Асад остановил все и начал демонстрацию военной силы. Основное вывод, переданные ему отцом, - это не проявлять признаки слабости. Тот, кто ищет явное выражение этого, может просмотреть биографию Асада-старшего, написанную придворным историком Патриком Силом. В 1984г. правивший железной рукой Асад был вынужден защищать свою власть после того, как его брат Рифат со своими людьми вторгся в Дамаск. Тогда, после устранения конфликта между братьями, нашел Асад-старший средство для успокоения народа в виде усиления фронта в Ливане. Усиление занятия внешними делами и вопросами безопасности как средство для усиления внутри страны. Но травма осталась и передалась следующему поколению. Именно на этом – войне между братьями и "врагами изнутри" – воспитывался Башар Асад. Сейсас, когда есть волнения в Сирии и потенциал взрыва, он ищет тоже решение. Усиление союза С Ираном и новый союз с Турцией являются, с его точки зрения, достойной заменой гражданским реформам, которые требует молодое поколение.

("Макор ришон" 11.03.11)


Перевела Фаня Шифман
МАОФ